23.01.2008  Сотовый рынок ждет нового лидера

   Российский сотовый рынок стабилизировался, и теперь компании ведут борьбу за чужих клиентов и увеличение доходности. Не исключено, что в результате этой борьбы в 2008 году на рынке сменится лидер.
   По данным агентства AC&M Consulting за декабрь 2007 года общий уровень проникновения сотовой связи в России (определяется количеством действительных SIM-карт на 100 человек) составил 119,1%, что на 14,5% больше показателя за декабрь 2006 года.
   Общее число сотовых абонентов в России достигло 173 млн.
   За 2007 год число абонентов компании МТС в России увеличилось на 6 млн и составило 57,5 млн, «Вымпелком» увеличил число своих пользователей на 3,5 млн до 51,5 млн, количество абонентов «Мегафона» выросло почти на 6 млн и составило 35,5 млн.
   Расклад сил между ведущими сотовыми операторами изменился по сравнению с 2006 годом незначительно: доля МТС составила 33,7%, что на 0,5% больше показателя 2006 года, доля «Вымпелкома» увеличилась на 1,8% до 31,7%, «Мегафон» прибавил 1% и занял 20,5%. Другие компании, предоставляющие сотовые услуги, сейчас занимают 16,4% от общего рынка пользователей.
   Статистика по России и странам СНГ выглядит иначе: МТС – 85,8 млн абонентов (компания также оказывает услуги на Украине, в Белоруссии, Узбекистане, Туркменистане и Армении), «Вымпелком» – 63,3 млн (включая Казахстан, Украину, Таджикистан, Узбекистан и Армению), «Мегафон» – 35,6 млн (кроме России предоставляет сотовые услуги только в Таджикистане).
   Однако количество реальных абонентов и соотношение сил между операторами может несколько отличаться из-за разных подходов к списанию недействительных SIM-карт. Например, «Мегафон» списывает неиспользуемые «симки» раз в три месяца, а МТС – только раз в полгода.
   В целом, рассказала аналитик AC&M Consulting Елена Саяпина, рынок уже насыщен и нового бума подключений ожидать не следует, а драйвером роста доходов сотовых компаний она называет увеличение ARPU – cреднего ежемесячного дохода с абонента. Таким образом, главным для операторов становится увеличение прибыли от продажи мобильного контента.
   Также операторы надеются заработать на услугах связи третьего поколения (3G), однако для этого им нужно построить полноценные 3G-сети.
   Руководитель пресс-службы ИК «Финам» Владислав Кочетков считает, что в ближайшее время между МТС и «Вымпелкомом» развернется борьба за лидерство. Важным фактором успеха для «Вымпелкома» может стать покупка регионального оператора СМАРТС (4 млн абонентов), полагает Кочетков. Появление четвертого федерального оператора он считает маловероятным.