18.01.2008  Рынку горнолыжных курортов не хватает снега

   Который год владельцы горнолыжных курортов наступают на одни и те же грабли: число желающих покататься при аномально теплой погоде падает, а перестроить бизнес не получается.
   "За последние 20 лет январь уже 16 раз был аномально теплым", – говорят в петербургском Гидрометцентре. "В снежные выходные поток катающихся достигает 5–6 тыс. человек. При плюсовой погоде он снижался до 2–3 тыс.", – говорят в администрации курорта "Игора".
   Чтобы справиться с капризами природы, курорты идут на дополнительные расходы. "В этом году мы закупили дополнительно снежные пушки и ружья. Теперь их 12 и 24 соответственно", – говорит специалист отдела маркетинга "Игоры" Галина Жушман.
   Однако против плюсовых температур снегогенераторы практически бессильны. "Сейчас все нормально, а в оттепель можно хоть месяц сидеть без дела", – сетует технический директор курорта "Пухтолова гора" Михаил Смирнов.
   Эксперты констатируют, что если не делать упор на разносторонний отдых, то потери курортов будут неуклонно расти. При среднем ценнике на услуги (прокат инвентаря, подъемники и т. д.) каждый потерянный клиент обходится зимнему курорту в 2,5–3 тыс. рублей и больше. Таким образом, та же "Игора" при плюсовой температуре ежедневно теряет до 9 млн рублей.
   Зато теплые зимы на руку поставщикам спецтехники, позволяющей поддерживать склоны в надлежащем состоянии. Арсенал горнолыжных курортов состоит из подъемников, ратраков – снегоуплотнительных машин (подобие трактора со специальными гусеницами, который ездит по горнолыжным склонам и их выравнивает), а также снежных пушек и ружей.
   По словам экспертов, особенность снежного "оружия" состоит в том, что оно стреляет только при минусовой температуре. Причем ружья, в отличие от пушек не имеющие встроенного компрессора, начинают нормально действовать только при 3–4 градусах мороза, иначе из них просто течет вода.
   Потепление, по понятным причинам, позитивно сказывается на деятельности фирм, торгующих снегогенераторами. "Рынок растет. Объемы наших продаж за последние 2 года увеличились примерно на 40%", – радуется генеральный директор московской компании "Ратрак Сервис" Владимир Марин. – Причем в Европе из-за теплых зим ситуация такая же. Например, австрийцы говорят, что у них продажи увеличились на 60%". Другие участники рынка менее оптимистичны. Они отмечают, что рынок действительно растет, но не так быстро, как бы им хотелось, – на 10–15% в год. Дело в том, что больших склонов в Ленобласти практически нет, поэтому компании обычно покупают сразу только одну-две пушки.
   Между тем одна современная снеговая пушка стоит 25–30 тыс. евро. Гидравлическая система и электросистема, необходимые, чтобы снеговые ружья и пушки могли функционировать, тоже очень недешевы. Например, насос, качающий воду, стоит еще 50–70 тыс. евро.