17.01.2008  Москва: объемы строительства помещений для МБ снижаются

   Правительство Москвы сокращает объемы строительства нежилых помещений для малого бизнеса. Таким будет итог внесения изменений в закон о Городской целевой программе по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2004-2008 гг. Данный законопроект рассматривался Комиссией МГД по экономической политике и предпринимательству в четверг, 17 января.
   Как сообщил первый заместитель руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы Александр Карпов, проект закона был разработан на основании решения правительства Москвы, которое было принято в связи с подведением итогов первого этапа реализации программы (2004-2006 гг.). Во-первых, за этот период коренным образом была изменена схема финансирования строительства нежилых помещений для малого бизнеса, во-вторых, существенную корректировку претерпел перечень земельных участков, предназначенных под строительство таких объектов. Кроме того, в Москве в связи с высокой плотностью застройки в целом сокращает количество земельных участков, пригодных для этих целей.
   Более подробно на причинах, побудивших вносить изменения в закон, остановилась начальник сектора имущественной поддержки Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы Татьяна Фролова. Она сообщила, в частности, что из Адресного перечня строительства первоочередных объектов городского уровня для субъектов малого предпринимательства на 2004-2006 гг. было исключено около 20% земельных участков, переданных для реализации других программ. Кроме того, среди причин, тормозящих строительство, она назвала длительные сроки разработки предпроектной документации.
   Все это привело к снижению по сравнению с первоначально запланированными показателей строительства нежилых помещений для малого бизнеса. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, хотя на первом этапе реализации программы должно было быть возведено 1,8 млн кв. м таких помещений, на самом деле этот показатель равен 1,4 млн кв. м. Корректируются и контрольные показатели второго этапа: было запланировано, что за 2007-2008 гг. для малого бизнеса столицы будет построено 1,6 млн кв. м, теперь же – лишь 900 тыс. кв. м, то есть практически в два раза меньше.
   Среди представителей правительства данный документ дискуссии не вызвал: заместитель начальника управления Департамента экономической политики и развития г. Москвы Михаил Семенов и заместитель руководителя Департамента финансов г. Москвы Владимир Ширяев согласились с тем, что причины корректировки закона объективны.
   В то же время у членов комитета МГД рассматриваемый документ вызвал ряд серьезных вопросов. В частности, это касалось финансирования, выделяемого на разработку предпроектной, исходно-разрешительной и проектно-сметной документации на строительство и реконструкцию нежилых помещений. В ныне действующей редакции на 2008 год на эти цели запланировано 47 млн рублей, в законопроекте эта сумма увеличена в 10 раз – до 420 млн рублей. У депутатов вызвало недоумение такое значительное увеличение финансирования, сопровождаемое общим снижением строительства нежилых помещений. Как объяснила Т.Фролова, увеличение этой суммы как раз и объясняется уже упомянутым изменением схемы финансирования строительства. Теперь помещения для малого бизнеса строятся в городе по принципу соинвестирования со стороны самих компаний, а город берет на себя финансирование разработки предпроектной и проектно-сметной документации в полном объеме, чего не было прежде. Причем Т.Фролова отметила, что в дальнейшем «деньги за проектно-сметную документацию соинвесторы будут возвращать, то есть бюджет финансирует только предпроект». Это заявление вызвало недоумение председателя Комиссии по экономической политике и предпринимательству МГД Александра Ковалева: «Прежде не было никаких разговоров о том, что соинвесторы будут возвращать эти деньги. В результате мы выставим такие суммы, что половина малых предприятий не пройдет по конкурсу». Обсуждение этого вопроса прервал А.Карпов, предложив рассмотреть его отдельно совместно с Департаментом экономической политики и развития г. Москвы и уточнить все детали. По его словам, выделение средств на подготовку документации на возвратной основе уже закреплено постановлением правительства Москвы, «а в каком виде это будет происходить, еще надо уточнить».
   По итогам обсуждения комиссия поддержала законопроект и рекомендовала его к рассмотрению на заседании Мосгордумы, при этом А.Ковалев заметил: «Мы не до конца удовлетворены представленными объяснениями». А.Карпов сообщил, что с учетом всех высказанных замечаний документ будет доработан в течение 2-3 дней.