15.01.2008 10 маркетинговых приемов стоимостью менее $10 Отсутствие маркетингового бюджета или его скромные размеры можно компенсировать известной долей изобретательности. Таково мнение Эла Лотенслегера, соавтора бестселлера «Партизанский маркетинг за 30 дней», которое он иллюстрирует несколькими примерами. Лотенслегер предлагает для творческого осмысления десять маркетинговых приемов, каждый из которых потребует не более десяти долларов расходов, а то и вовсе будет бесплатным. Эксперт советует: «Если одна из идей сработает – используйте ее снова и снова. Если она работает, но мало – видоизмените ее и попробуйте вновь. Если же вовсе не работает – просто воспользуйтесь другой». В любом случае вы рискуете только $10. 1. Тридцать восемь попугаев Мысль простая и не новая: все, привлекающее внимание, повышает вероятность того, что ваша почтовая рассылка не будет проигнорирована и не окажется мгновенно в мусорной корзине. На примере американских цен Лотенслегер демонстрирует, что выделиться можно совершенно без всяких дополнительных затрат и при этом без эпатажа с непредсказуемыми последствиями типа отпечатка губной помады на конверте. Достаточно лишь вместо одной марки в 39 центов наклеить на конверт 39 одноцентовых марок. 2. Халява, сэр Можно договориться с одним из местных ресторанов и каждый месяц разыгрывать среди своих клиентов бесплатный бизнес-ланч. Это обойдется не дороже 10 долларов в месяц. То же самое можно проделать с кофейней или автозаправкой. От себя добавим, что такой приятный пустячок – обед или несколько литров бензина, который может получить в подарок менеджер компании-клиента для себя лично, будет являться вполне достаточным мотивом, чтобы он делал заказы именно у вас, а не у конкурентов. При этом здесь вряд ли можно говорить о нарушении этических норм. 3. Дело помощи детям Апелляция к благородству покупателей не новость в бизнесе. Мы уже привыкли, что в «Евросети» или McDonalds нам предлагают купить особые браслеты, деньги от продажи которых идут на благотворительность. Лотенслегер же советует объявить о том, что пожертвования будут отчисляться с каждой покупки обычного товара, сделанной в определенном месяце. Если, допустим, средняя покупка превышает $100, можно с нее пожертвовать $10. Или другую сумму, если эта чувствительна для прибыли. Такие пожертвования будут оправданны, если они увеличат число покупок или средний чек. 4. Кто хочет быть миллионером? Поощрять тех, кто рекомендует ваш бизнес, можно и лотерейными билетами. Причем американский эксперт без тени смущения советует преподносить это как шанс для рекомендателей выиграть миллион (или любой другой главный приз в конкретной лотерее). 5. Угадайка Еще один совет, рассчитанный на людской азарт. Он больше подходит для предприятий розничной торговли. Предлагается регулярно устраивать конкурсы для посетителей типа «Угадайте серийный номер на десятидолларовой банкноте – и она ваша». Это, конечно, небольшие деньги, но посетители или прохожие (если конкурс проводится на улице рядом с входом) повеселятся и запомнят это место, а если выиграют, то непременно расскажут об этом знакомым – и всего за $10. 6. Угости друга Лотенслегер предлагает потратить $10 и приобрести 1000 конфет стоимостью пенни (1 цент), чтобы затем вкладывать их в рассылаемые по почте счета. Если отбросить американскую специфику, то окажется, что наши бизнесмены этот прием используют. Например, во многих заведениях вместе со счетом посетителю приносят жевательную резинку. Но гуру маркетинга предлагает дарить по 2 конфеты – одну получатель оставит себе, а другой, с высокой вероятностью, с кем-нибудь поделится, а заодно и расскажет о вас. 7. Поддержка оппозиции Довольно смешное, на первый взгляд, решение: нанять за те же $10 подростка, который будет стоять напротив вашего магазина или заведения с плакатом типа «Мы протестуем против хорошего обслуживания посетителей в этом месте» или «Здесь слишком много милых людей». Но это, безусловно, привлечет внимание прохожих и даже, возможно, местных СМИ. Кстати, согласно российскому законодательству одиночные пикеты не требуют согласования. 8. За вас заплачено Прием, который в наших условиях пока не может быть скопирован буквально, но довольно интересный и заставляющий задуматься. Лотенслегер рекомендует при оплате проезда на платной дороге заплатить за машину, едущую сзади, и попросить служащего дать вашу визитку водителю этой машины. Конечно, это выстрел наугад, но если плата всего полдоллара, то $10 можно заплатить за 20 человек. Есть хорошие шансы, что как минимум один из них все-таки обратится к вам. 9. Забегайте к ним на огонек Также не требующий дополнительных затрат совет. Факт, что клиенты любят внимание, поэтому полезно иногда заглядывать к ним в офис просто так: рассказать смешную историю, узнать, как у них дела и т.д. Конечно, навестить 1000 клиентов в месяц невозможно, но сделать 10 или 20 визитов вполне реально, и даже это способно благотворно отразиться на объеме заказов. 10. 100 х 5 > 500 х 1 Использование флаеров – привычный и широко используемый российским малым бизнесом прием. Но, возможно, стоит прислушаться к мнению Лотенслегера, который утверждает: 500 флаеров (по 2 цента каждый = те же $10) принесут большую отдачу, если вручить их 100 людям, то есть по 5 каждому, чем раздать их по одному пяти сотням человек. |