15.01.2008 Санкт-Петербург: на рынке клининга работает более 100 предприятий Долгое время бытовало мнение, что уборка офисных и торговых помещений — это нечто второстепенное. Но практика показала, что непрофессиональный уход за недвижимостью может привести к неоправданному росту затрат на ее содержание. На Западе эту закономерность увидели уже давно. И сегодня при грамотной эксплуатации на содержание здания в течение 10 лет тратится сумма, приблизительно равная стоимости его строительства. У нас и в голову не придет называть компанию «уборочной», а слово клининг (от англ. сleaning — чистка, уборка) достаточно ёмкое и имеет глубинный смысл, включающий не только пресловутое стирание пыли, но и мойку фасадов, организацию вывоза мусора, благоустройство территорий. Главная задача, которая стоит перед такими компаниями, - это продление эксплуатационных характеристик обслуживаемых объектов и, соответственно, снижение расходов на капитальный и косметический ремонт. Стоимость услуг клининга находится в прямой зависимости от площади, проходимости и заставленности помещения, времени проведения уборки (например, поздний вечер, дабы не мешать сотрудникам офиса). Приведем лишь некоторые цифры, которые будут интересны для представителей малого бизнеса. Ежедневная уборка может обходиться от 0,70 до 2 у. е. за кв. м, так что считайте сами. Клининговому рынку Санкт-Петербурга более 10 лет, он стал формироваться на заре 90-х годов. Именно тогда в Северной столице стали открываться первые представительства крупных иностранных компаний (Coca Cola и др.), офисы которых поражали воображение богатой отделкой гранитом и мрамором. Вся эта роскошь превратилась бы в руины без должного ухода. Вот тогда западные топ-менеджеры, привыкшие к услугам клининга у себя на родине, привезли и новый вид бизнеса, называемый евроуборка. Пятидесятые годы прошлого столетия принесли значительные изменения в процесс уборки помещений и сделали его механизированным. Тогда впервые появились полировочные агрегаты огромных размеров. Их можно сравнить с уборочными машинами в метро. Процесс, конечно, механизировали, но он остался весьма трудоемким. В это время на рынке появился новый класс клиентов, в основном это общественные и административные здания (отели, клиники и прочее), которые начали осознавать необходимость соблюдения чистоты помещений. В это же время сконструировали и первую дисковую уборочную машину, которая учитывала все тонкости поверхностей. Она чистила, полировала и защищала поверхность. Конечно, многое изменилось за 50 лет. И современный рынок предъявляет к подобным машинам повышенные требования по безопасности и снижению затрат на обслуживание. По данным экспертов, в США более 80% площадей в коммерческой недвижимости убирают профессионалы, в Европе — 56%. По статистике Европейской федерации клининговой индустрии(EFCL) рост оборота средств клининговых услуг в Евросоюзе составляет около 39,987 млрд евро в год, в сфере клининга занято 2,7 млн человек. В России эта цифра значительно ниже — по данным Международной ассоциации компаний индустрии чистоты (МАКИЧ) клининговыми компаниями обслуживается не более 15% площадей, которые требуют профессиональной уборки, из них 95% приходится именно на коммерческую недвижимость. Общий объем рынка профессиональной уборки в России составляет около 220—350 млн долларов, половина которого приходится на московские компании. В России до сих пор немногие компании приходят к осознанию необходимости заключения договора на оказание клининговых услуг, поскольку опасаются, что это обойдется слишком дорого. В настоящее время на рынке клининга Петербурга работает более 100 предприятий. Подавляющее большинство из них (до 80%) — это сравнительно небольшие семейные компании с численностью сотрудников до 50 человек. Для того чтобы начать свое дело на рынке профессиональной уборки, потребуется от 100 до 300 000 у. е., все зависит от того, сколько вы захотите получать в месяц (от 1 до 3000 у. е.) и какую нишу занимать. В основном указанные расходы идут на покупку оборудования. Чем оно профессиональнее, тем выше расходы, но зато вы сможете предложить широкий спектр услуг, а не только, например, мойку окон. Клининговый бизнес остается достаточно перспективным бизнесом. До тех пор пока рост строительства будет продолжаться, а также в случае тенденции активного привлечения компаний на реконструкцию зданий клининговая индустрия будет динамично развиваться. Кроме того, популяризации услуг клининговых компаний способствуют и его явные преимущества. Прежде всего, привлечение сторонней организации сокращает затраты на содержание собственной административно-хозяйственной службы: персонала, помещений и прочее. Привлеченные клининговые компании очень оперативны и внедряют все последние достижения в области химической промышленности и инженерной мысли. Они могут позволить себе закупку нового поколения машин. Такие компании заинтересованы в оказании работ очень высокого качества, так как это основной вид их бизнеса. Они могут предложить различные пакеты услуг и индивидуальный подход к нуждам клиентов. Собственники же девелоперских центров, имея «прозрачную» бухгалтерию, находят для себя определенную выгоду в привлечении подрядчиков на уборку, так как уменьшают свою налогооблагаемую прибыль, отчисления, налоги с ФОТ собственных уборщиков. Клининг — очень молодое и перспективное направление деятельности на рынке услуг Санкт-Петербурга. К сожалению, далеко не все потенциальные клиенты понимают необходимость и преимущества внешнего клининга. От того, насколько профессионально будет оказываться эта услуга, зависит в целом эксплуатация объекта. Можно назвать две основные причины невысокого спроса на современный клининг. Предложение любой альтернативной услуги на рынке находит спрос со стороны клиента не сразу (стереотипы ненадежность и дороговизна), да и деловых центров класса «А» не так уж и много. Но таких центров будет все больше, а значит потенциал огромен. |