28.12.2007  К 2010 году в России будет производиться миллион иномарок

   Последние несколько лет отмечены бурным ростом и развитием автомобильной отрасли России, отмечает Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) в Меморандуме "Осень-2007".
   Отчетливой преобладающей тенденцией, по мнению европейских экспертов, является перераспределение долей на рынке между российскими и зарубежными автопроизводителями в пользу последних. 2006 год стал поворотным в истории отрасли: впервые общий объем рынка пассажирских автомобилей достиг отметки 2 миллиона (включая импорт новых и бывших в употреблении автомобилей и производство автомобилей на территории России), при этом объемы по иностранным маркам превзошли российские марки. В 2007 году продажи автомобилей иностраннных марок российской сборки уже превысили (в финансовом выражении) продажи традиционных российских марок.
   Бурный рост продаж и производства автомобилей повлек за собой развитие индустрии производства автокомпонентов, которое, впрочем, происходит с некоторым отставанием. Вот несколько факторов, препятствующих этому росту: недостаточно четкое разделение между производителями автокомпонентов, связанное с высоким уровнем интеграции с основными автопроизводителями, нехватка конкурентоспособных технологий у российских производителей, объясняющаяся доставшейся в наследство высокой степенью интеграции в области авмомобилестроения в сочетании с существенной амортизацией оборудования. Все это делает российских производителей автокомпонентов менее привлекательными.
   В четвертом квартале 2006 г. Правительство РФ внесло свой вклад в привлечение иностранных инвестиций в производство автокомпонентов - утвержден новый, расширенный список, насчитывающий более 130 компонентов и субпозиций, разрешенных к импорту по сниженным таможенным пошлинам размером 0-5% на 57 лет в зависимости от сложности производства компонента. Введены также требования к локализации, определены обязательные процессы и технологические операции, а также минимальные объемы производства (только для основных компонентов).
   Очевидно, что для производителей автокомпонентов подобное предложение – весьма привлекательно. Ряд производителей автокомпонентов начали работу по применению режима «промсборки» для своих существующих или новых предприятий в России. Но ожидающееся вступление России в ВТО оставляет слишком мало времени, чтобы производители автокомпонентов успели получить статус, необходимый для промышленной сборки. Кроме того, Правительство РФ объявило 30 октября 2007 г. как дату окончания приема заявок.
   Однако Правительство РФ планирует разрабатывать, принимать и внедрять другие стимулы для инвестирования, предусматривающие таможенные и налоговые льготы для производителей автокомпонентов и после вступления России в ВТО.
   К 2010 г. на территории России будет локально производиться более 1.000.000 иномарок. Этой цифры будет достаточно, чтобы привлечь производителей таких компонентов, как шасси, сцепления, системы впрыска топлива и др., для которых критичны объемы производства. Иностранные производители автокомпонентов, скорее всего, последуют за своими клиентами, которые будут оказывать им поддержку для выполнения требований по локализации. Другие крупные международные поставщики первого уровня захотят сами организовать производство в России, чтобы получить существенную долю рынка поставок как иностранным, так и отечественным производителям. Российские предприятия продолжат работу над усовершенствованием качества своей продукции и процессов производства, не только внедряя стандарты ISO, но и принимая участие в реализации различных инициатив и используя технологию производства, предложенную «Тойотой». Российские автопроизводители продолжают внутреннюю реструктуризацию с целью повысить конкурентоспособность, эффективность работы на рынке и капитализацию своих предприятий. В рамках этого процесса будут появляться новые компании–производители компонентов за счет создания дочерних и совместных предприятий и стратегических союзов. Создание особых экономических зон станет дальнейшим стимулом деятельности поставщиков, направленной на удовлетворение спроса на местных рынках и лежащей в основе глобальной стратегии поставок. Вслед за этим появятся парки поставщиков и далее – кластеры автопоставщиков, которые поддержат усилия государственных органов, образовательных и тренинговых институтов и самих автопроизводителей.
   Основные проблемы по-прежнему связаны с отсутствием достаточной поддержки Правительства РФ, которая способствовала бы привлечению иностранных инвесторов, локализацией автопроизводств; применением конкурентоспособных, эффективных и экологически безопасных технологий и ноу-хау. Комитет производителей автокомпонентов АЕБ намерен уделять особое внимание улучшению инвестиционного климата России за счет активного лоббирования, направленного на упрощение условий инвестирования.