21.12.2007  Краснодар: виноделы ощутили вкус агротуризма

   Винные заводы края занялись агротуризмом. Девять из 60 производителей вина на Кубани проводят на своей территории экскурсии и дегустации, совмещая маркетинг с получением дополнительной прибыли.
   По данным комитета по курортам и туризму Краснодарского края, экскурсии принимают в Темрюкском районе ОАО «Агропромышленная фирма «Фанагория», ОАО «Запорожское», ООО «Кубань–Вино», коньячный завод «Темрюк», в Анапе — ГУП винзавод «Приморский» и СПК им. Ленина, в Новороссийске — ЗАО «Агрофирма «Мысхако» и ЗАО «Абрау–Дюрсо», в Геленджике — АПК «Геленджик», в Крымском районе — ОАО «Аврора» (Chateau le Grand Vostock). «Открылись два частных дегустационных зала в станице Голубицкой, где пробуют вина разных производителей», — рассказывает Елена Фурсова, генеральный директор комитета по курортам и туризму края.
   По данным департамента комплексного развития курортов и туризма Кубани, в 2007 г. на экскурсиях на винных заводах побывало 128,5 тыс. человек. Из них 65 тыс. — на новороссийских предприятиях, по 30 тыс. человек приняли заводы Анапы и Темрюкского района. Оборот этого рынка составил около 35 млн рублей, но его потенциал в 3–5 раз больше. «Интерес к винзаводам объясняется развитием экскурсионной деятельности и агротуризма в крае», — считает Елена Фурсова.
   Экскурсия на винный завод, как правило, включает посещение виноградников и предприятия с рассказом о технологии выращивания винограда и производства вина. Она заканчивается дегустацией, которая проводится в специально оснащенном зале. Гостям предлагают шесть сортов вина — от сухого до сладкого, и учат правильно распознать аромат и букет напитка. В конце экскурсии — посещение магазина при заводе.
   «Мы заключаем договоры с турфирмами, и они привозят к нам группы по 20–40 человек. По пути гид рассказывает им о виноделии на Кубани, а затем экскурсия продолжается на наших виноградниках и заводе», — рассказывает заведующая дегустационным залом Chateau le Grand Vostock Светлана Короткова. За летний сезон завод посетило 2,5 тыс. человек.
   «Если винзавод расположен вдали от достопримечательностей, сложнее привлечь турфирму и туристов: дегустация, как правило, — это часть экскурсионной программы, — считает начальник отдела PR и маркетинга ОАО АПФ «Фанагория» Владимир Пукиш. — Приехав на «Фанагорию», посещают Таманский музейный комплекс или грязевое озеро в поселке «За Родину».
   Предприятия организуют на своей территории музеи. К примеру, в одном из хранилищ «Мысхако» в 1943 г. размещалась штаб–квартира Леонида Брежнева, который в то время был начальником политотдела 18–й десантной армии. Теперь здесь оборудован музей, по соседству с которым выдерживают игристые вина. На заводе «Абрау–Дюрсо» дегустационные залы расположены в винных погребах, построенных в конце 19 в. по чертежам князя Голицына.
   В ОАО «Фанагория» планируют реконструировать подземный подвал площадью около 3 тыс. м2. «Там собираемся открыть музей вина, дегустационный зал, а также расположить производство шампанских вин традиционным методом», — рассказывает Владимир Пукиш. Сейчас на «Фанагории» работает керамический цех, где изготавливают копии древнегреческих амфор для десертных вин и бальзама.
   Предприятия постепенно переходят от экскурсий к организации винных туров. К примеру, на винзаводе «Мысхако» к следующему летнему сезону планируют открыть агротуристический комплекс, в который войдут гостиница, рестораны, дегустационный зал.
   «Член клуба любителей вина сможет поучаствовать в создании напитка, — рассказывает начальник отдела сбыта и снабжения ЗАО «Агрофирма «Мысхако» Елена Антошевская. — Мы выделим ему небольшой участок виноградника в аренду, за которым он будет ухаживать с помощью наших специалистов. Из собранного с этого участка винограда произведем вино, разольем его по именным бутылкам и поместим в ячейки».
   ОАО «Аврора» (Chateau le Grand Vostock) строит вторую очередь завода, которая предусматривает гостиницу, дегустационный зал, кафе прямо на территории предприятия. Сейчас в Chateau le Grand Vostock работает гостиница на 42 места, есть теннисный корт, спортзал, конюшня с шестью лошадьми. По словам Светланы Коротковой, предприятие организует двух– и трехдневные туры, которые включают кроме дегустации и экскурсий конные прогулки, рыбалку, пикник у озера.
   Экскурсии и дегустации для предприятий — хорошая реклама и способ увеличить продажи. «Редкий турист после дегустации уходит из магазина без покупки», — говорит Светлана Короткова. «Для нас это скорее имиджевый проект в отличие от некоторых других винзаводов, на которых есть отдельные экскурсионно–туристические отделы с большим штатом сотрудников», — говорит Владимир Пукиш из «Фанагории». «В нашем случае туры объединяют в себе и рекламную и коммерческую сторону», — считает начальник экскурсионного отдела «Абрау–Дюрсо» Людмила Боярских.
   «При хорошей организации винные туры способны не только привлекать внимание к винам предприятия, но и приносить прибыль, — считает Елена Фурсова. — В Италии, где развит винный туризм, один из заводов закрыл производство и превратился в декорацию для винных туров. Это оказалось для них выгоднее».