21.12.2007  Производители российского вина обещают скорое повышение цен

   К неутешительным выводам по поводу ближайших перспектив алкогольного рынка в России пришли участники пресс-конференции, состоявшейся в Доме журналиста 20 декабря и организованной под эгидой Национальной алкогольной ассоциации.
   Президент Национальной алкогольной ассоциации, исполнительный секретарь экспертно-консультативного совета при Комитете Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности Павел Шапкин оценил масштабы российского алкогольного рынка в $30 млрд, а рынка пива – в $40 млрд, и при этом основная часть налогов от продажи алкоголя поступает в региональные бюджеты.
   «Алкогольный рынок России является самым зарегулированным, а работа на нем – марафоном, который непонятно, когда начался, и неизвестно, где и чем закончится», - считает П.Шапкин.
   С отменой госмонополии на производство и продажу алкоголя рынок постоянно сотрясают законодательные инициативы самого различного толка, начало им положил закон 1995 года о производстве и обороте алкогольной продукции.
   «За 12 лет механизмы этого закона многократно усложнились: были введены акцизные марки, акцизные склады, системы контроля качества на местном уровне, перераспределение акцизов между субъектами федерации и федеральными властями, наконец, сама система ЕГАИС, из которой выведены оптовики, являющиеся основными носителями информации о рынке», - перечислил этапы регулирования алкогольного рынка П.Шапкин.
   По его словам, рынку нужно простое, понятное и прозрачное регулирование, не допускающее «внезапно пустеющих полок».
   «В 2006 году из-за ввода ЕГАИС произошел почти троекратный рост цен на вино, и каждая неделя простоя алкогольных предприятий будет давать 5%-ный рост», - предупредил П.Шапкин.
   «Мы пьем дорогое и некачественное вино именно в силу того обстоятельства, что винопроизводящие и винопродающие организации платят за огромный административный ресурс, нависающий над ними», - считает П.Шапкин.
   В частности, сбой в поставках алкоголя на рынок может вызвать уже то, что на смену компании «Атлас», осуществлявшей до недавнего времени эксплуатацию ЕГАИС, придет другая компания, которая еще не разработала своей системы кодировки акцизных марок. Кончаются сроки договоров с «Атласом» и импортеров алкогольной продукции в Россию. В результате отгрузка в розницу может быть приостановлена.
   «Кроме того, планируется ввод нескольких административных регламентов, например, по выдаче специальных марок и опломбированию средств контроля и учета на алкогольных заводах, некоторые законодатели предлагают ввести специализированные магазины по алкогольной рознице. Правительство уже предложило вернуться к госмонополии, ввести акцизы на спирт, но теневой оборот алкоголя остается прежним, качество алкоголя в стране - низким, а потребителю от всех этих мер регулирования нисколько не легче, не дешевле и не здоровее», - сделал вывод П.Шапкин.
   По его мнению, крайняя непредсказуемость развития алкогольной отрасли подрывает интерес к ней иностранных инвесторов.
   «Это единственная отрасль в России, где практически нет иностранного капитала. Иностранцы вообще не понимают, как мы работаем в России», - заметил П.Шапкин.
   Ассортимент алкогольной продукции в регионах существенно разнится. По данным П.Шапкина, на некоторые рынки, вроде Татарстана, со стороны попасть практически невозможно - повсеместно происходит лоббирование местных производителей, возведение искусственных барьеров на пути производителей из других регионов страны.
   «В результате увеличивается маржа нелегальных производителей, и эта ситуация, видимо, устраивает государственных кураторов алкогольной отрасли. Все меры регулирования направлены на водку, но прямо касается виноделов, работа которых может прекратиться вообще, если негативные тенденции продолжат набирать силу», - предупредил П.Шапкин.
   Как заметил он, ставка акциза на натуральные вина в 20 раз ниже акциза на водку, однако репрессивные меры действуют именно в отношении виноделов. Поступления в федеральный бюджет от продажи винодельческой продукции составляют всего 5%. Пива же в России потребляется в 20 раз больше, чем натурального вина, хотя 20 лет назад размеры потребления вина и пива были примерно равными.
   Совет Федерации знает примеры и положительного, «дружественного» к винодельческой отрасли законотворчества. В одном из недавних законопроектов предлагалось вывести виноделов из закона об обороте алкогольной продукции и уравнять в правах пиво с вином. Есть и альтернативная точка зрения – ввести пивную отрасль, которую сейчас практически никто не регулирует, в закон об обороте алкогольной продукции.
   «У нас сейчас примерно та же потребительская ситуация, что и в Швеции 60-х гг.: 60% потребляемого алкоголя составляют крепкие напитки. В наше время благодаря государственной политике крепких напитков в Швеции потребляется лишь 20%, пива – 40%, вина – 30%. Такого же было бы неплохо добиться и в России», - полагает П.Шапкин.
   «Мы надеемся, что в следующей Думе на наши проблемы обратят самое пристальное внимание», - надеется он.
   Его поддержал член совета Союза виноградарей и виноделов, вице-президент национальной алкогольной ассоциации Вячеслав Албу.
   «У отрасли нет хозяина. По виду производства мы относимся к сельскому хозяйству, а по лицензированию нас курирует ФНС и Минфин», - сказал он.
   По его словам, фальсификата на рынке натуральных вин немного – от 3 до 8%, и летальных исходов от потребления фальсификата статистика пока не зафиксировала.
   «Потребление алкоголя в России относится к «скандинавскому» типу: с акцентом на крепкие напитки. Однако известно, что адепты пива легче переходят на них, чем адепты вина. Нам бы хотелось, чтобы структура потребления алкоголя в России стала более цивилизованной, то есть более «винной», нежели «водочно-пивной», - сказал В.Албу.
   Сейчас, когда перед бизнесом ставится вопрос о социальной ответственности перед обществом, самое время поставить и обратный вопрос – ответственно ли государство, его контролирующие органы за бизнес, и если ответственны, то должно ли регулирование подразумевать стимуляцию бизнеса, а не его уничтожение.
   «Сегодня вино дешевле 150 рублей за бутылку не может считаться качественным, качество начинается с 200 рублей. Магазины редко продают вино, срок хранения которого меньше, чем 9 месяцев со дня изготовления, и эта ситуация должна быть исправлена», - считает В.Албу.
   Инновационный способ перевозки вина в деревянных бочках запатентовало недавно ЗАО «Винелла», работающее в Тульской области. Благодаря такому способу транспортировки, вино, поставляемое из Испании, находится в пути не дольше, чем 20 дней.
   Однако еще полтора года назад у предприятия возникли серьезные проблемы с налоговыми органами: некий представитель налоговых органов, захотевший войти в управление компанией, сослался на то, что предприятие пропустило два налоговых периода, не подав декларации о лишении лицензии, и теперь оно находится на грани закрытия.
   «Налоговики трактуют закон, как им хочется, несмотря на судебную практику, которая однозначно свидетельствует о признании судами прав прежде всего производителя», - заявил В.Албу.
   Участники пресс-конференции считают, что рост "винных" цен в будущем году неизбежен: российский рынок зависим от мирового, на котором этот рост цен в 2007 году уже произошел и будет продолжен в начале 2008 года.