21.12.2007 Пермь: бизнесмены предпочитают покупать франшизы, а не торговать ими В последнее время развитие бизнеса по франчайзингу становится все более популярным, и заинтересованность в продвижении бренда все чаще проявляют не только его владельцы, но и предприниматели, только открывающие собственное дело. По данным "Пермского магазина готового бизнеса" (ПМГБ), сейчас на российском рынке действуют порядка 600 компаний-франчайзеров и около 6 000 франчайзи. Эксперты отмечают, что Пермь сегодня один из тех городов, где такой способ ведения бизнеса развивается достаточно активно. Как отметила министр развития торговли и предпринимательства Пермского края Е. Гилязова, местное предпринимательство к работе по франшизе долгое время относилось осторожно, однако сейчас уже можно говорить о положительной динамике. На региональном рынке реализуется ряд серьезных франшизных проектов, самый успешный из них - торговая сеть "Пятерочка". Сегодня уровень развития бизнеса таков, что пермские предприниматели уже сами начинают разрабатывать и продавать франшизы, сообщает газета "Business-Class". Одной из причин возникновения предложения на рынке франчайзинга является отсутствие возможности развиваться самостоятельно. Если компания чувствует в себе силы открывать филиальную сеть, то искать франчайзи никто не станет. Эксперты ПМГБ отмечают, что спрос на бренды в Перми и крае подтверждает общероссийскую тенденцию, лучше всего продаются франшизы в сфере розничной торговли. "Франшизы раскупают охотно, но ограничиваются инвестициями в раскрученные торговые сети, продающие одежду и обувь. За 2007 год продано несколько франшиз, предлагающих к продаже бижутерию. На других рынках в Перми пока не наблюдается франчайзингового бума: в сфере общественного питания и услуг такая схема ведения бизнеса представлена скудно, а высокий спрос на салоны красоты и фитнес-клубы, наблюдавшийся в 2005 году, закончился в начале 2006 года. По мере роста конкуренции в ближайшие годы прогнозируется бум спроса на франшизы в сфере производства и услуг, особенно на франшизы в сфере B2B", - отмечает руководитель департамента развития франчайзинга ПМГБ Е.Женихова. Эксперты из "Пермского магазина готового бизнеса" отмечают, что на сегодняшний день наибольший спрос на франшизы наблюдается у предпринимателей, занимавшихся ранее "челночным" бизнесом. Также высок спрос на франшизы у менеджеров среднего и высшего звена, желающих открыть собственное дело. В 2007 году несколько франшиз было продано выпускникам вузов Перми. Е.Гилязова растущий спрос на бренды объясняет тем, что "сегодня в бизнес-сообществе есть понимание, что деятельность по франшизе гарантирует результат. Краю интересны брендовые проекты, обладающие уникальностью и новизной". Вместе с тем, несмотря на свободу выбора, спрос на бренды остается еще достаточно сдержанным и, по словам экспертов, существенно отстает от аналогичного показателя в западных странах. Специалисты объясняют это боязнью рисков, связанных со спецификой такого бизнеса. Говоря о рисках, связанных с продажей-покупкой бренда, эксперты зачастую упоминают лишь об опасности обмана со стороны франчайзи. Говоря о проблемах начинающих франчайзи, Е.Женихова отметила, что они не готовы к работе в рамках четких стандартов, установленных франчайзером. На сегодняшний день предложение в целом по рынку значительно превышает спрос, и франчайзерам приходится бороться за своего клиента. Меняется качество предложения, и владельцы бренда начинают более ответственно подходить к младшим партнерам по бизнесу. Тем не менее, несмотря на заинтересованность обеих сторон в развитии такого бизнеса, не только Пермь, но и Россия в целом еще значительно отстают от развития франчайзинга в странах Запада. |