20.12.2007  «Федералы» ставят на точечный формат

   
   Компания «Точка вкуса» (Москва) откроет свои первые магазины в Москве только в начале 2008 года, однако уже на этапе старта рассматривается стратегия регионального развития. Новосибирск в планах компании занимает одно из приоритетных мест. Уже в 2009 году «Точка вкуса» планирует открыть здесь свои первые магазины формата «у дома». Участники рынка противоречиво оценили планы компании: при общем интересе к формату и относительной свободе этого сектора рынка в регионе, ритейлеры не торопятся осваивать жилые кварталы.
   Компания «Точка вкуса», основанная экс-менеджерами «Мосмарта» Сергеем Леоновым и Владленом Ловцовым, открывает одноименную сеть магазинов формата «у дома». Сеть будет развиваться в Москве, Московской области и регионах в тесном контакте с администрациями этих городов. Инвестиционная стоимость проекта составляет около 70 млн фунтов стерлингов. Для его реализации были привлечены европейские институциональные портфельные инвесторы. Площадь магазинов — от 80 до 400 кв. м. Первые из них откроются в феврале 2008 года в Москве.
   Генеральный директор компании «Точка вкуса» Сергей Леонов подтвердил: «Мы действительно имеем серьезные планы на Сибирский регион. Новосибирск, в частности, привлекает нас своим динамичным развитием. Потенциал города велик, и мы полагаем, что здесь возможно открыть до 40 магазинов. В 2009 году планируем открыть в Новосибирске свой офис и первый магазин». В Новосибирске у компании будут собственные магазины, в другие города региона «Точка вкуса» будет продавать франшизу. Уже сейчас компания видит интерес со стороны потенциальных партнеров. Логистику «Точка вкуса» планирует налаживать через распределительные центры. Будет ли это собственный РЦ или аутсорсинг, зависит от арендных ставок на период 2008–2009 годов.
   Сотрудничество с городской администрацией, о котором компания заявляла в некоторых своих сообщениях, Сергей Леонов пояснил внедрением социальных программ. «Впервые в России мы внедрили технологию, при которой магазин удобен для посещения людям с ограниченными возможностями, вынужденным передвигаться на инвалидных колясках, — комментирует господин Леонов. — Кроме того, мы делаем акцент на сопутствующие социально значимые услуги: в магазинах будут доступны подписка на газеты и журналы, покупка по телефону или каталогам различных товаров и их доставка. Возможна организация пункта проката бытовой техники, это особенно актуально в районах новостроек — техникой можно будет воспользоваться на время ремонта».
   Большинство участников рынка отмечает перспективность формата, более того, называет его одним из немногих возможных для региональной экспансии, поскольку ниша «крупноформатной торговли» уже поделена. Заместитель генерального директора компании «Холидей» Алексей Касимов полагает, что выбор формата «у дома» скорее достигнут методом исключения. «При размещении крупного формата — супер- и гипермаркетов — у компаний высокие требования к месту локализации магазинов. Естественно, наличие таких мест в любом городе ограничено, поэтому предприниматели приходят к решению развиваться в нише магазинов «у дома» , — говорит Алексей Касимов. — При условиях близости к ограниченному количеству людей, регулярно совершающих покупки, и способности сформировать такое предложение и технологию, когда при небольших оборотах магазины будут рентабельными и их будет много, это решение выглядит логичным».
   Аналитики рынка соглашаются с этим мнением, подчеркивая, что сегмент магазинов «у дома» сегодня — один из самых низкоконкурентных. Нехватка небольших продуктовых магазинов, по мнению аналитика исследовательской компании «Тайга.Research» Надежды Поздняковой, особенно ощущается в Центральном районе Новосибирска, где основные площади заняты магазинами одежды, кафе и ресторанами, а также в районах новостроек. «Учитывая достаточно небольшую заявленную площадь, ресурс для размещения таких магазинов есть, особенно в районах, где сложно разместить супермаркет», — говорит Позднякова.
   Однако, несмотря на хорошие условия развития проекта в данном формате, опыт некоторых местных ритейлеров показал, что этот путь не всегда оказывается успешным и выгодным. Владельцы томской сети магазинов «у дома» «Сибирская копеечка» переформатировали магазины в дискаунтеры именно из-за невысокой рентабельности и сложности управления. В результате после изменения формата прибыль компании увеличилась на 30%.
   Предприниматели, работающие в формате «у дома», убеждены, что вопрос лишь в грамотном управлении, количестве магазинов и оценке востребованности формата в конкретном городе. Управляющий дирекцией розничных сетей «Квартал», «Крепость», «7 звезд» Андрей Каламейцев считает, что магазины «придомного» формата в Новосибирске могут быть достаточно рентабельными. «Конечно, ритейлеры должны понимать, что товарооборот таких магазинов несопоставим с оборотом крупных форматов, — замечает господин Каламейцев. — Чтобы набрать значимый товарооборот, торговых точек должно быть очень много, и поэтому 700 магазинов — необходимый минимум. Однако в этом и состоит основная сложность данного формата — управление большим количеством объектов. В этом случае очень остро встает вопрос технологий».
   Заявленные компанией ставка на дополнительный сервис и социально значимые услуги участники рынка оценили положительно, отметив однако весьма сомнительную прибыльность этих мероприятий. По мнению Надежды Поздняковой, внедрение сопутствующих услуг будет дополнительным конкурентным преимуществом, но при условии их адресности: «Уже существующие в Новосибирске супермаркеты довольно редко выходят за рамки стандартных услуг — оплата сотовой связи, аптечный пункт и т. д. Но поскольку основные посетители таких магазинов — жители конкретных домов, востребованность услуг необходимо изучать отдельно в каждом районе, и при необходимости изменять их основной набор». Андрей Каламейцев также подтверждает, что для более эффективного развития данного формата, необходимо предлагать покупателям несколько большее количество продуктов, не ограничиваясь реализацией товаров массового потребления.