19.12.2007  Ростовская область: компании тратят на юристов более 1 млрд руб. в год

   
   Рынок юридических услуг растет примерно на 30% в год, а его корпоративный сегмент достиг объема 1–1,2 млрд руб. Безусловные лидеры рынка не успели сформироваться, поэтому на Ростов с интересом поглядывают столичные компании.
   Правовые услуги в Ростовской области оказывают более 100 юридических фирм, коллегии адвокатов и предприниматели. Всего насчитывается 2569 адвокатов и в несколько раз больше юристов.
   Этот рынок, несмотря на высокую среднюю рентабельность бизнеса — 40–50%, пока очень раздробленный. Под брендом одной компании (не путать с коллегиями адвокатов) работает не более 15 правоведов. Наибольшая конкуренция наблюдается в области уголовного права, а в бизнес-сегменте есть большие перспективы количественного и качественного роста. Чаще всего оказываются простые услуги по регистрации и ликвидации предприятий.
   К лидерам рынка относятся «Эберг, Степанов и партнеры» и Национальное агентство корпоративного консалтинга. Доходы частнопрактикующих юристов могут отличаться на несколько порядков. 3–5 человек зарабатывают в месяц по 0,5–1 млн рублей.
   В этом году многие операторы росли примерно с общерыночными темпами (20–30%), а некоторым удалось почти удвоить свои доходы, как правило, на корпоративном или налоговом праве. Быстрыми темпами увеличивался спрос на более узкие направления — морское и административное право.
   «За 10 месяцев оборот нашей компании вырос минимум на 90%, — рассказывает председатель совета директоров «JBI Эксперт» Олег Проскурин. — Это происходит за счет оказания широкого спектра услуг (77% выручки приносит корпоративное право), формирования группы лояльных клиентов, а также поступления объемных заказов».
   К заметным игрокам рынка можно отнести юристов, занимающихся корпоративным правом в целях захвата предприятий, но они свою деятельность не афишируют. По словам экспертов, в Ростове насчитывается 5 таких команд.
   Правовые услуги бизнесу пытаются оказывать и всевозможные консультанты, но пока это не всегда получается хорошо: сложно содержать квалифицированных специалистов, гарантируя им постоянное наличие заказов. Из непрофильных компаний наиболее заметны на рынке юруслуг АКГ «Гудвилл» и ИК «Титан Инвест».
   Формирование консалтинговыми компаниями юридических подразделений не приживается, считает управляющий партнер компании «Эберг, Степанов и партнеры» Артур Эберг. Некоторые компании-агрессоры выполняют заказы своих клиентов не по сопровождению недружественного поглощения, а связанные с корпоративным шантажом и направленные на получение неадекватно большой оплаты взамен прекращения давления.
   Столичные юрфирмы еще не успели открыть свои филиалы в Ростове, но все равно начинают работать с донскими клиентами напрямую или с помощью местных партнеров.
   Ростовский рынок интересен уровнем развития потенциальных клиентов, рассказывает Михаил Сафаров, руководитель комитета регионального развития «Вегас-Лекс» (одна из крупнейших юридических компаний России). Здесь много сильных предприятий, не аффилированных с московскими структурами, например «Глория Джинс», «ЮТС», «ИНПРОМ». Среди местных юридических компаний нет «локомотивов», рынок, как и в других регионах, не структурирован. Есть явный лидер с точки зрения развития бренда — «Эберг, Степанов и партнеры». Эту компанию знают в Москве.
   Москвичи утверждают, что не хотят конкурировать с местными юристами за их клиентов, а охотятся за более крупной «рыбой», предлагая выполнение услуг, которые не под силу ростовчанам.
   Существует сегмент клиентов, которые вообще никогда не обращаются за услугами к местным правоведам, например, компании, планирующие выйти на IPO, банки. Да и сами юристы признают, что это оправданно. Впрочем, иногда столичных специалистов привлекают не столько из-за реального превосходства в качестве услуг, сколько из-за раскрученного бренда или желания пользоваться помощью юристов, не зависящих от местных административных и бизнес-структур.
   Обратной стороной квалифицированной помощи является высокая цена.
   Хотя клиенты считают, что в Ростове юристы завышают стоимость своих услуг нелогичным ценообразованием: отдельная юруслуга на аутсорсинге может стоить даже больше месячного оклада специалиста, а в Москве она хотя и дорогая, но соотносится с зарплатой юриста как 1 к 5.
   Один час московского специалиста стоит от $180 (помощник юриста) до $700 (партнер), а ростовского в среднем около $100, причем торг уместен, рассказывает Михаил Сафаров. Доходы ростовских юристов относительно невысоки не только из-за высокой конкуренции, в том числе и со стороны штатных юристов компаний, но и вследствие разных подходов к ценообразованию, отсутствия стандартов работы. При грамотном построении работы и специализации юридическая компания может получать более $ 2–3 млн в год, и это будет маленькая доля рынка.
   Пока же доходы крупнейших юрфирм выглядят очень скромными, хотя их потенциальные клиенты в целом несут огромные расходы на решение своих правовых проблем, в том числе и на «подмазывание» вершителей судеб. Несколько операторов рынка заметили, что ежегодно в Ростовской области заключается около 10 крупных юридических сделок (на сумму до 500 млн рублей каждая), но не все они оформляются официально. Вместе с расходами на штатных юрисконсультов компаний емкость корпоративного сегмента рынка достигает 1–1,2 млрд рублей.