19.12.2007 Приморский край: охотничий бизнес - вложения без гарантий На сегодняшний день достаточно желающих отправиться на южноафриканское сафари, половить акул у побережья Австралии или добыть горного козла в афганских горах. Большей частью это охота не ради мяса, а скорее экзотика и коллекционирование трофеев. Именно эта часть охотников и составляет основную массу клиентов дорогих охотхозяйств различных стран. А как дело обстоит в Приморье? На этот вопрос ответил Александр Сторожков, генеральный директор ООО «Фрирайд», заядлый охотник и рыболов, решивший совместить хобби и бизнес. «Охота, рыбалка, сплавы по горным рекам, отдых в тайге — много лет подряд это было моим увлечением. Зная о моих пристрастиях, очень часто ко мне обращаются люди с просьбой помочь в организации, скажем так, экстремальных туров. Поэтому около года назад я решил совместить приятное с полезным. Однако на сегодняшний день подобный бизнес скорее похож на «дорогое удовольствие» и не приносит гарантированного дохода. И причин здесь несколько. Бизнес подобного рода подразумевает или организацию и развитие собственного охотхозяйства на оформленной в пользование территории, или организацию туров в различные хозяйства как агента данных хозяйств», - отметил А.Сторожков. В Приморье на данный момент практически все территории переданы в пользование тем или иным общественным охотничьим организациям, клубам, а также различным юридическим лицам. Для аренды земли в природопользование остается весьма небольшой участок. Это уже шанс. Но здесь ждет определенная борьба в государственных инстанциях и конкуренция среди претендентов. Итак, вы получили в аренду несколько гектаров приморской тайги. Теперь надо изучить арендованный участок и подготовить проект базы, подъездных путей, охотничьих вышек, солонцов, мест рекреации животных. Построить базу с максимумом удобств для охотника, нанять штат (одно из самых сложных дел) для содержания хозяйства и штат егерей, знающих и любящих лес и зверей. Все это требует значительных финансовых и временных затрат. Надо исходить из того, какие виды животного мира можно добывать в Приморье. Если не брать в расчет уток, фазанов, барсуков, зайцев и т. д., то наиболее интересны, с точки зрения охотника, кабан, изюбрь, лось, пятнистый олень, косуля, гималайский медведь, бурый медведь. Именно за организованную охоту на этих животных будут платить деньги. Это категория местных приморских охотников-любителей, в основном городских жителей, знакомых с загонной охотой или охотой на солонцах, готовых потратить 2 — 3 дня и 3 — 6 тыс. руб. ради удовольствия испытать охотничий азарт, подышать свежим воздухом и, конечно, добыть свежего мяса домой. Для данной категории на территории Приморья существуют десятки лесных баз, находящихся в пределах проездных дорог со средней ценой суточного пребывания от 500 руб. до 2 тыс. Естественно, что организация охоты в данном случае весьма условна, в большинстве случаев лицензию надо приобретать самостоятельно и выписывать участок, договариваясь с местной организацией-охотпользователем. Плюс ограниченное число местных проводников и полное отсутствие гарантии добыть зверя, рассказал предприниматель. Для охотника за трофеями, желанного клиента, тратящего от тысячи до десятков тысяч долларов на один охотничий тур, наиболее интересны в Приморье крупный кабан-секач с огромными клыками, гималайский медведь, благородный изюбрь и, конечно, атмосфера края, его уникальный климат и красота. Такие клиенты немногочисленны, в основном это жители западных регионов России и иностранцы. Приморская же элита имеет в кругу своего общения одного-другого охотника, владельца или участника организации, владеющей арендованной территорией леса, и выезжает иногда общей компанией на отдых и охоту в подготовленные частные угодья. Итак, потенциально возможность сделать бизнес на охоте есть. Но соотношение стоимости содержания угодий, числа клиентов и в итоге цены, по предварительным оценкам, превысит совокупную стоимость африканского сафари и камчатской охоты. Можно, конечно, организовывать охоту без наличия штата егерей и готовой базы. Но и здесь есть свои трудности. Дело в том, что трофейные животные сохранились лишь в северных участках Приморского края. А найти там охотничьи домики с обслуживающим персоналом, баней, кухней, электричеством и т. д. — большая проблема. Транспортировка в отдаленные уголки возможна или автомобилем, обладающим высокой проходимостью, время на дорогу — около двух суток, или малой авиацией. Второе — отсутствие штата обслуживающего персонала и егерей — это два лишних рейса для транспорта. Заброс сотрудников для обустройства лагеря, продукты, топливо, генератор, квадроциклы, снегоходы. И один из важных моментов — отсутствие штатных егерей на данной территории не дает гарантии наличия зверя. А в случае неудачного тура информация об этом дойдет до каждого знакомого клиенту охотника. С учетом узости круга «прославишься» у 99% возможных клиентов. Вывод следующий: данный бизнес малоэффективен и способен поддерживать лишь частных владельцев заимок и небольших баз рядом с проезжими дорогами, ориентированных в основном на туристов, считает Александр Сторожков. |