18.12.2007 ПФО занимает 3-е место в РФ по объему внутреннего туризма Развитие внутреннего туризма в Поволжье тормозят два основных фактора: изношенность туристической инфраструктуры и отсутствие современных гостиниц с большим номерным фондом. По оценкам Федерального агентства по туризму РФ, поволжский регион занимает третье место в Российской Федерации по объему внутреннего туризма: в год субъекты ПФО посещают 2,5 млн человек, что составляет 10% всего объема этого вида туризма в России. Опираясь на имеющиеся историко-культурные и национальные особенности, а также наличие большого числа рекреационных зон, поволжские регионы стремятся привлечь в туристическую сферу инвесторов. Согласно реестру инвестпроектов туристических комплексов Ростуризма на 1 октября 2007 года в Костромской, Кировской и Самарской областях запланировано по три таких проекта, в Татарстане их насчитывается восемь, в Чувашии – один, в Пензенской области – шесть. Практически ни один из поволжских регионов не стал самодостаточным туристическим центром. Хотя интерес у самих туристов отдохнуть «в глубинке» есть. Это подтверждают и сотрудники турфирм. Так, коммерческий директор самарской компании «Профцентр» Юлия Воробьева утверждает, что в Самарской области высокий спрос на региональный турпродукт. А Наталья Денисова, директор самарской компании «Спутник-Гермес», отмечает, что рынок внутреннего туризма только начал бурное развитие и прием гостей будет только расти. Наряду с этим компании-операторы признают, что развитие отрасли сопряжено с рядом проблем, одна из которых — недостаточное развитие гостиничного сектора, ориентированного на массовый въездной туризм. Так, из всех имеющихся гостиниц Самарской области только 14% имеют фонд от 50 и более номеров, а цены на услуги местных отелей, по мнению самих туроператоров, неоправданно завышены. Главной причиной неразвитости гостиничного сектора с большим номерным фондом и невысокой стоимостью проживания в регионах является длительный срок окупаемости таких проектов. Еще одним слабым звеном поволжского туризма можно назвать неудовлетворительное состояние туристической инфраструктуры, высокую степень ее изношенности (60−80%). Развитие внутреннего туризма в той же Самарской области происходит за счет эксплуатации уже имеющихся туристских фондов, в то время как, например, в Республике Татарстан и Нижегородской области обновление и реконструкция имеющихся фондов дополняются внедрением новых объектов туристической инфраструктуры. Фактором, тормозящим развитие внутреннего туризма в отдельных субъектах, является и слабая государственная поддержка данного сегмента. Решить вопросы развития регионального туризма действиями одних только предпринимателей невозможно, уверены поволжские туроператоры. Они выступают за разработку и утверждение региональных целевых программ. Как целевой проект, программа развития туризма в каждом из субъектов РФ должна учитывать специфику региона, объективно оценивать проблемы туристической отрасли и предлагать комплекс мероприятий, реализация которых позволит расти региональному турбизнесу. Отсутствие целевой программы приводит к несистемному развитию отрасли. Ярким примером тому стала богатая туристическими объектами Костромская область, где на долю приезжающих туристов приходится всего 5% рынка. Нижегородская область – один из немногих российских регионов, где внутренний туризм развивается стремительно. Об этом свидетельствует и количество работающих в области туроператоров — 10 «международников» и 37 специализирующихся только на внутреннем туризме. По этому показателю регион стал лидером в поволжском макрорегионе. Деятельность нижегородских операторов направлена не только на эксплуатацию имеющихся ресурсов – предприниматели активно осваивают новые туристические направления. Помимо традиционных культурно-познавательного и делового видов туризма, фирмы предлагают лечебно-рекреационный, экотуризм, сельский, а также «охоту и рыбалку» в качестве отдельного турпродукта. На реализацию положений отраслевой целевой программы в области планируется потратить более трех млрд рублей бюджетных средств и капитала инвесторов. По оценкам разработчиков программы, количество гостиниц здесь должно увеличиться в среднем в полтора раза и составить 245 объектов. Опыт Нижегородской области будет весьма полезным для тех поволжских регионов, где истек срок действия целевых программ развития туризма либо таковые вообще отсутствуют. |