13.12.2007 Несмотря на рост доходов, россияне носят дешевую азиатскую обувь Ни рост доходов населения, ни существенное снижение импортных пошлин пока не дают возможности россиянам приобретать хорошую качественную обувь. Этому есть объяснение. По данным опубликованного на днях исследования, три четверти отечественного обувного рынка продолжает занимать низкокачественная азиатская продукция, в то время как на долю люксовых европейских моделей приходится лишь 5%. Ежегодно в России продается порядка 400 млн пар обуви на сумму более 15 млрд долларов. Достаточно стабильная экономическая обстановка в стране толкает вперед доходы и, соответственно, потребительские запросы. Все реже можно увидеть на улицах обувные развалы «все по сто». Торговля перебирается в благоустроенные помещения. Не только в мегаполисах, но и в провинциальных городках множатся обувные магазинчики и филиалы крупных сетей. Однако в большинстве своем под крышу современных торговых комплексов вместе с продавцами перебирается и старый товар. В нижнем, самом дешевом ценовом сегменте рынка, до сих пор продается более двух третей всей обуви. А действительно дорогого, люксового товара на российском рынке насчитывается не более 5%. По результатам социологических опросов, большая часть наших соотечественников выражает стойкое желание приобретать исключительно европейскую обувь топ-класса. Но одного желания мало, нужны деньги. И если учесть, что минимальная цена на действительно добротную обувь в магазинах сравнима со среднемесячной зарплатой по стране, становится ясно, почему только каждый двадцатый россиянин может ее приобрести. Зато нишу с большим успехом начали заполнять российские и зарубежные сети среднего звена, предоставляющие недорогой, но более или менее сносный товар. Доля среднего сегмента на рынке за последнее время достигла 30%. Причем для пущего «гламура» укрываются компании-производители за ширмой красивых итальянских имен. А то, что большинство моделей среднего класса шьются в том же Китае либо на совместных российско-китайских предприятиях, уже мало кого волнует. В целом же наш обувной рынок продолжают держать в своих крепких руках азиатские производители. За прошлый год импорт обуви только из КНР в Россию вырос в 1,5 раза, и сейчас три из четырех пар, продаваемых в стране, – произведены в Юго-Восточной Азии. В преддверии вступления России во Всемирную торговую организацию для дешевой азиатской обуви наступает настоящее раздолье. С 1 июля 2007 года ввозная пошлина была официально понижена с 15 до 10%. А непосредственно после присоединения к ВТО пошлина составит всего 0,2 евро за пару. Это, по мнению участников рынка, приведет к шквалу импорта китайской обуви в Россию и поставит отечественных производителей на грань разорения. Представители Рослегпрома тоже согласны, что вступление в ВТО задушит отечественное производство. Ведь рентабельность у китайских обувщиков доходит до 400%, а у наших составляет всего 8–10%. Но в любом случае от ВТО никуда не деться, а значит, надо играть по законам свободного рынка и не ждать помощи от государства. Тем более что качество российской обуви в большинстве своем оставляет желать лучшего. Притом, что цена заметно выше, чем у китайских аналогов. Так что у наших обувщиков только два пути – либо вверх к европейским моделям (повышение качества), либо вниз к китайским (снижение цены). Третьего не дано. |