13.12.2007 Санкт-Петербург: бизнесмены учатся секретам маркетинга по-голландски Уже 8 лет Институт маркетинга РИМА-Санкт-Петербург учит российских бизнесменов секретам маркетинга по-голландски. НОУ ДПО "Институт маркетинга РИМА-Санкт-Петербург" - одно из 20 франчайзи российско-голландского Центра маркетинга, учрежденного в 1994 г. в Москве Нидерландским институтом маркетинга (НИМА) на базе Государственного университета управления. Об особенностях маркетингового образования рассказывает Михаил Славин, ректор НОУ ДПО "Институт маркетинга РИМА-Санкт-Петербург". В.: В чем разница между российским и голландским маркетинговым образованием? О.: Российское маркетинговое образование дает мощную теоретическую базу, но при этом оно, как правило, излишне академично. В рыночных условиях применительно к маркетингу знать теорию - далеко не все. Особенность маркетингового образования в Голландии заключается в том, что там учат применять теорию на практике. В отечественной системе образования людей не приучают творчески мыслить - программы большинства вузов стандартны. А ведь в жизни, особенно в бизнесе, людям постоянно приходится решать нестандартные задачи. Чтобы быть успешным, надо уметь анализировать ситуацию, вычленять главное. В Голландии и Институте маркетинга РИМА-Санкт-Петербург учат именно этому. Еще одна особенность - методика преподавания. В России господствует лекционная форма. Голландская методика подразумевает, что слушатель ищет зерно истины вместе с преподавателем. Занятия интерактивны, проходят в режиме дискуссий, в ходе которых обсуждаются реальные ситуации в компании. Такая методика дает поразительные результаты: человек начинает по-другому смотреть на рынок, бизнес, жизнь. В.: С какой целью приходят учиться? О.: К нам приходят люди уже с образованием. У них есть знания, опыт, но нет системы их применения. Программа обучения позволяет систематизировать их знания и опыт и научить принятию эффективных управленческих решений, основанных на анализе рынка. В.: С помощью чего удается достигать положительных результатов в обучении? О.: Специально для программы создан трехтомный учебник, который выдается учащимся. В конце каждой книги есть практическая часть. Это открытые вопросы, тесты и главное - кейсы, которые надо прочитать, проанализировать, ответить на вопросы. Постоянная работа с ними научает анализировать ситуацию. На занятиях дается обзор раздела, затем домашнее задание на неделю, кейс. Надо достаточно много времени тратить на самостоятельное выполнение заданий. Так как это маркетинг, одинаковых ответов не может быть. На занятиях обычно возникает бурная дискуссия, в ее ходе выявляются факторы, которые должны быть учтены при принятии решений. В.: Кто приходит учиться в РИМА? О.: За 12 лет через программу РИМА прошли более 1 тыс. человек. За три года количество ежегодно обучаемых возросло почти в 1,5 раза, по сравнению с прошлым годом - на 35%. Учатся менеджеры разного уровня - от генерального директора до менеджера по маркетингу, продажам. Учатся и предприниматели, чаще представители среднего бизнеса. В числе компаний, служащие которых учились и учатся по программе РИМА, - Кировский завод, "Петросталь", "Петрохлеб", "Ультрастар", Ломоносовский фарфоровый завод, ЛОМО и др. - всего более 750 компаний. В то же время можно сделать вывод, что крупные фирмы не совсем понимают потребность в постоянном обучении персонала. Обычно оно сводится к краткосрочным курсам, которые мало что дают. Одна из причин также - руководство боится, что люди, закончив обучение по программе, уйдут. Это бывает. Мы наблюдаем серьезный карьерный рост наших выпускников. В.: В Нидерландах существует широкий спектр финансовых льгот для малого и среднего бизнеса, которые применимы в отношении как голландских, так и иностранных инвесторов. О.: Льготы предоставляются на совместное осуществление проектов в сфере высокотехнологичных исследований и разработок, участие в проектах по энергосбережению и защите окружающей среды, деятельность в сфере инноваций и др. В.: Для учреждения представительства или филиала в Нидерландах не требуется получение предварительного разрешения со стороны госорганов. О.: В случае учреждения представительства в Нидерландах любые иностранные компании обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Нидерландов и уплачивать установленные налоги с доходов от деятельности представительств. |