10.12.2007 Ярославская область: МСБ улучшает кадровый менеджмент Кадровый менеджмент в системе управления предприятиями малого и среднего бизнеса играет не меньшую роль, чем в крупных компаниях. Способы привлечения и удержания персонала зависят от вида деятельности организации и стратегических целей, стоящих перед ней. Об этом шла речь на расширенном заседании "HR-союза", которое состоялось в рамках Дней предпринимателя Ярославской области. В расширенном заседании "HR-союза" "Вопросы кадрового менеджмента" принимали участие члены союза, представители департамента развития предпринимательской деятельности администрации Ярославской области, члены "Менеджер-клуба", клуба "Деловая женщина", Совета предпринимателей г. Ярославля. Участники круглого стола обсуждали вопросы конкурентоспособности и преимуществ малого и среднего бизнеса на рынке труда Ярославля. Президент "Менеджер-клуба" Юрий Мотлохов отметил, что проблема нехватки квалифицированных кадров связана с демографической ситуацией. Кроме того, с приходом всероссийских и международных компаний в Ярославль все более ужесточается конкуренция, в т. ч. и на рынке труда. Начальник отдела департамента развития предпринимательской деятельности Тамара Осипова рассказала, что администрация области оказывает информационные, образовательные, консультационные услуги предпринимателям, помогает им в обучении своего персонала, организуя различные курсы, мастер-классы и т. д. Куратор "HR-союза", ректор Института Бизнеса ИПГ "Спектр" Светлана Чижова отметила, что в обществе сложилось мнение, что на крупных предприятиях работать выгоднее, стабильнее и престижнее. Президент Русской школы косметологии и парикмахерского искусства "Веллана" Светлана Куликова считает, что в небольших организациях больше порядка, устоявшаяся команда, каждый вносит вклад в общее дело, имеет больше шансов развиваться и быть относительно независимым. По ее мнению, сейчас малому бизнесу особенно перспективно работать в сфере услуг. Директор компании "НеаdНunter: Ярославль" Ольга Кочкина добавила, что малый бизнес успешен не во всех сферах экономики. Кроме того, крупные компании тратят больше времени и средств в развитие своего HR-бренда, в результате чего их лучше знают соискатели. Т. е. на конкурентоспособность малого бизнеса на кадровом рынке оказывает влияние недостаточная информированность. Участники круглого стола отметили, что сейчас возвращается тенденция приема на работу по знакомству, по рекомендациям. Это дает определенные гарантии, что человек подойдет по корпоративной культуре. В малом бизнесе это применять легче, чем на крупных предприятиях, которые также все большее внимание уделяют сбору и проверке информации о соискателе (вопросы лояльности), проводят акции типа "Приведи друга и получи вознаграждение". Важны карьерные перспективы Член "Менеджер-клуба", генеральный директор ЗАО "Заволжский фонд" Виталий Преображенский рассказал, что в Европе, особенно в Италии, малому бизнесу присуща семейная основа. Это дает гарантии перспективы партнерства, что является сильным мотиватором для эффективной работы сотрудников. Исполнительный директор ООО "Яр-Оценка" Сурия Халиулина заметила, что в некоторых видах деятельности, например, оценочной и аудиторской, просто невозможно использовать этот принцип, т. к. требуются особые способности и знания. По ее словам, получить хорошего специалиста возможно, если принять на работу студента или выпускника вуза и самим его обучить. Cегодня молодежь понимает: для того чтобы чего-то достичь, нужно немало вложить, и соглашается даже на небольшую зарплату ради дальнейших перспектив карьерного и профессионального роста. Кроме того, все большее число людей выбирает интересную, но менее оплачиваемую работу и компанию, которая предоставляет им возможность заниматься любимым делом, развиваться и самосовершенствоваться. Еще один способ решения кадровой проблемы в небольших компаниях, по словам директора агентства массовых коммуникаций "Яр-РИофи" Надежды Кряжевой, - использовать аутсорсинг, в результате чего качество работы не страдает. Актуальным для участников заседания стал и вопрос удержания персонала. Председатель Совета предпринимателей г. Ярославля Александр Майков считает, что то, что кадры уходят, является нормальным эволюционным процессом. В случае с Ярославлем большое значение имеет близость к Москве. Важно просчитать, чтобы сотрудник отработал то, что в него было вложено. Эксперт также отметил, что в кадровом вопросе ситуация в малом, среднем и крупном бизнесе - одинаковая: профессионалы и специалисты нужны всем. |