06.12.2007  Москва: проблемы мелкооптовой торговли САО

   Напряженный ритм будничной жизни москвичей порой не оставляет свободного времени для покупок в больших торговых центрах. Мелкорозничная торговля так же важна для мегаполиса, как и развитие сети крупных торговых центров.
   О проблемах мелкооптовой торговли рассказала начальник отдела потребительского рынка управы Войковского района САО г. Москвы Людмила Гришина.
   Мелкооптовая торговля находится под пристальным вниманием и постоянным контролем, проведена инвентаризация некапитальных объектов, выявлены случаи нарушений, касающихся аренды земли без договоров, несоответствия санитарным нормам, внешнего вида. «В прошлом году мы сократили мелкорозничную торговлю на 20%. До 1 октября 2007 года закрыли еще 56 объектов. Но мы стараемся не затрагивать интересы жителей района. Как правило, закрываются объекты, находящиеся в местах скопления торговых точек на магистральных направлениях. В жилых массивах, где не очень насыщенная торговля, мы стараемся сохранять мелкие точки. Иногда для удобства рассредоточиваем торгующие палатки и фургоны. Например, так было у станции метро «Войковская», где в ряд стояло четыре колбасных фургона. Два из них покинули привычное место и сейчас работают у трамвайной остановки в 1-м Новоподмосковном переулке», - сообщила Л. Гришина.
   Конечно, в настоящее время в московской торговле предпочтение отдается стационарным объектам. Перспективными могут быть землеотводы, создание объектов потребительского рынка на конкурсной основе с оформлением надлежащего пакета документов. Однако это очень сложно. Свободной земли в Москве практически не осталось. На конкурс предлагаются единичные земельные участки. Рядом со станцией метро «Войковская» нет возможности открыть магазин экономкласса. Было свободное помещение, там теперь размещается популярный у жителей района магазин «Пятерочка». Со временем в строящихся на Ленинградском шоссе домах 16 и 25 планируется открытие предприятий потребительского рынка. В районе будет огромный торговый центр.
   Как положительный пример торгового обслуживания населения Л. Гришина отметила работу торговых рядов на улице Зои и Александра Космодемьянских.
   Генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «НОКИ и К» Борис Киселев рассказал о трудностях и перспективах развития торговых рядов:
   «Строительство торговых рядов по предложению управы мы начали в 2002 году, а в 2003 году сдали их в эксплуатацию. В 2004 году началось благоустройство территории.
   Организуя торговлю, мы стараемся учитывать запросы рядовых горожан: пенсионеров, студентов, молодых мам. Им мы предоставляем разнообразный ассортимент товаров - фрукты, молочные продукты, мясо, полуфабрикаты. Мы привозим товар небольшими партиями, у нас всегда все свежее. Есть эксклюзивные товары. Например, блинчики и пельмени в отделе полуфабрикатов.
   Есть договоренности о соблюдении интересов коммерсантов, ответственность перед ними, если они стали у нас торговать, то конкурентов с таким же ассортиментом у них не будет. А предложений было множество: поставить подряд три палатки с шаурмой, несколько палаток сотовой связи и даже игровые автоматы. Их владельцы вообще сулили золотые горы. Но мы отказались. Мы поддерживаем отечественного производителя, реализуем социальную группу товаров».
   «На свои средства малому бизнесу развиваться практически невозможно. Получить даже обычное, а не льготное кредитование очень трудно. Если бы представились финансовые возможности, можно было бы взять участок земли для строительства дома быта. Наши покупатели часто спрашивают, где можно воспользоваться услугами химчистки, отремонтировать обувь, изготовить ключи. Таких точек в районе не так уж много. Но сейчас все очень подорожало, особенно электроэнергия, а создание дома быта потребует серьезных затрат. Состоятельные предприниматели, которым это по карману, не занимаются бытовыми мелочами, их больше интересуют бутики, салоны красоты», - добавляет заместитель директора Лариса Новикова.
   Она рассказала о трудностях работы сезонных летних кафе, где ужесточившиеся требования Санэпиднадзора привели к тому, что выбор товаров стал крайне ограниченным.
   Б. Киселев и Л. Новикова не удовлетворены пятилетним сроком аренды: «Хотелось бы продления срока аренды на более долгий срок. Тут возникает преграда для серьезных капиталовложений, неуверенность в том, что будет через пять лет».