06.12.2007 Проблемные мясокомбинаты России: выживают немногие За время, прошедшее с начала рыночных реформ, российский рынок мясопереработки претерпел кардинальные изменения. Выстроена абсолютно новая структура производства и сбыта мясных продуктов. Из старых советских предприятий успешно развиваются только крупные мясокомбинаты, среди малых и средних заводов «на плаву» остаётся не более половины. Появилось и успешно развивается множество брендов, созданных «с нуля». Первые проблемы у отечественных производителей мясных и колбасных изделий начались в 1992 году, давшему старт рыночным реформам. Как известно, все начиналось с так называемой «шоковой терапии», и за год цены на мясо выросли в десятки раз. Естественно, что даже постоянно индексируемые зарплаты не поспевали за ростом цен, что привело к изменениям в структуре потребления. Доля мясных продуктов в рационе среднестатистического россиянина резко сократилась. Кроме сокращения спроса, мясокомбинаты испытывали проблемы с оборотными средствами, поскольку резко возросли ставки по кредитам. Крупные мясокомбинаты, стратегически важные с точки зрения социальной стабильности регионов, могли рассчитывать на благосклонность и помощь областной власти. Средние и мелкие производители в полной мере испытали на себе «жестокую, но справедливую руку рынка. Сложившейся ситуацией воспользовались западные производители и экспортёры: на российский рынок хлынул поток недорогой и некачественной продукции, занявшей в крупных городах до 50% прилавков. Начиная с 1993 года в Россию устремился поток старого, бывшего в употреблении оборудования для мясопереработки и изготовления колбасных изделий, в основном из Австрии, Германии, Чехии, Польши. Такое оборудование предлагалось в лизинг на льготных условиях в комплекте с устаревшими технологиями, не имеющими никакого отношения к ГОСТу. В итоге к 1996 году рынок Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов насытился продукцией сомнительного качества по приемлемым ценам. Примерно в это же время на рынке мясопереработки начались процессы слияний и поглощений. Крупные московские производители, перешедшие в результате приватизации в частные руки, (в первую очередь, Микояновский и Черкизовский мясокомбинаты) скупили привлекательные активы в регионах, в основном в Центральном федеральном округе. Малые и средние предприятия, оказавшиеся в сложной ситуации, предпринимали отчаянные попытки привлечения инвестиций на модернизацию производства и пополнение оборотных средств. Поскольку цивилизованный рынок купли-продажи действующих предприятий начал складываться только в 2002-2003 годах, многие компании так и не смогли найти инвесторов и попросту закрывались, распродавая недвижимость и оборудование. Продавались и мелкие цеха при бывших колхозах и подсобных хозяйствах, и советские стандартные пятитонники, построенные в спальных районах Москвы в 70-80-х годах, и довольно крупные региональные производители. Среди них до 90% составляли именно проблемные или уже недействующие предприятия. Их можно разделить условно на четыре группы: 1. Средние и небольшие по размеру мясокомбинаты из регионов России. Эти предприятия располагались не в областных и краевых центрах, а обычно во втором или третьем по величине городе региона. Мясокомбинаты областных центров к тому времени или были куплены крупными игроками, или сумели привлечь инвестиции с помощью административного ресурса и смогли захватить большую часть местного рынка, поставив остальных производителей на грань банкротства. 2. Средние по величине предприятия Москвы и Московской области мощностью 5-10 тонн продукции в сутки. Заработав неплохие деньги во второй половине 90-х годов, многие из владельцев не смогли грамотно ими воспользоваться, вкладывая не в модернизацию производства и улучшение качества продукции, а в собственное благополучие. С ростом благосостояния жителей столичного региона изменились и покупательские предпочтения, и дешёвые сосиски сомнительного качества постепенно исчезли с прилавков. 3.Те самые «новые» цеха с импортным б/у оборудованием. Ситуация, аналогичная предыдущей группе. Здесь проблемы были усилены ещё и такими факторами, как непрофессионализм владельцев (инженеры-ядерщики взялись делать колбасу), нехватка квалифицированных кадров (опытных технологов периодически переманивали друг у друга, искусственно завышая их зарплату), дороговизна арендованных площадей. 4. Новые крупные и средние заводы и комбинаты, построенные «с нуля», но без надлежащего маркетингового и стратегического обоснования. Зачастую такие объекты строились на заёмные деньги, и выставлялись на продажу с целью возврата кредитов в недостроенном виде или при минимальной загрузке оборудования. У владельцев проблемных мясокомбинатов не так уж много вариантов выхода из сложившейся ситуации: 1) продажа бизнеса стратегическому инвестору; 2) продажа всего или части имущественного комплекса, сдача в аренду под деятельность, не связанную с мясопереработкой; 3) для предприятий, находящихся в крупных городах на привлекательных земельных участках, – продажа как участка, например, под новое строительство. В связи общим экономическим ростом крупные мясоперерабатывающие предприятия по-прежнему представляют большой интерес для стратегических инвесторов. Вокруг привлекательных активов разворачивается настоящая война. У специалистов на памяти скандальные истории вокруг объединения «Смолмясо» или петербургского мясокомбината «Самсон». Екатеринбургский мясокомбинат «ЕМК» три года назад пережил процедуру умышленного банкротства, а в настоящее время отбивается от рейдерских атак. В результате скандальных торгов в 2005 г. продан красноярский мясокомбинат «Зубр». Рейдерскому захвату подвергся пару лет назад и Таганский мясокомбинат в Москве. Российский рынок купли-продажи действующих предприятий отличается своей непрозрачностью и закрытостью, поэтому в открытом доступе практически отсутствуют сведения об успешных сделках по продаже мясоперерабатывающих производств, их покупателях и суммах сделок. Отслеживая судьбу выставленных на продажу компаний, можно сделать вывод, что большинство проблемных объектов первой группы неинтересны для покупателей в стратегическом плане именно как мясоперерабатывающие предприятия. Для тех инвесторов, которые не хотят воевать за успешные действующие предприятия, строительство бизнеса «с нуля» дешевле и выгоднее, чем полная модернизация старого производства. Среди успешных проектов на столичном рынке можно особо выделить заводы «Дымов», «Мясной дом Бородина», «Велком». Из предприятий второй группы большинство продаются как имущественные комплексы, поскольку создавались они по принципу близости к потребителю и не имеют убойных цехов. Например, за территорию Выхинского колбасного завода велась жесточайшая борьба, и сейчас там планируется строительство элитного жилого комплекса. Одной из причин, почему многие мясокомбинаты не могут найти стратегических инвесторов, является негибкая позиция продавцов, стремление получить от продажи максимальную выгоду, неправильный выбор момента выставления на продажу. Владельцы предпочитают наблюдать за медленным угасанием собственного бизнеса и не спешат расставаться с активами. Например, Перовский колбасный завод (марка «Столичные деликатесы») был выставлен на продажу, когда объём производства начал стабильно снижаться. Владелец упорно держал нереально высокую цену предложения до тех пор, пока бизнес был окончательно свёрнут. Владельцам столичного мясокомбината «Делмос» не удалось успешно реализовать предприятие, поскольку арендодатели не захотели зарегистрировать длительный договор аренды. В итоге инвестор, построивший известный бренд куриных деликатесов «Диланес», купил другую площадку для реализации колбасного проекта. Кроме того, многие предприниматели склонны переоценивать влияние имеющихся у них нематериальных активов на продажную стоимость бизнеса. Надо помнить, что неосязаемый капитал должен в обязательном порядке конвертироваться в доход, причём доход на уровне выше среднерыночного. Неосязаемые активы при продаже бизнеса могут не иметь ценности, если эта ценность не поддерживается изо дня в день. Бренды, прошедшие пик популярности 5-10 лет назад и практически исчезнувшие с рынка, могут быть проданы за чисто символические суммы. При продаже проблемного предприятия необходимо помнить, что и потенциальные инвесторы бывают разными и при выборе объекта для инвестирования далеко не всегда руководствуются стратегическими соображениями. Как доказано на практике, отраслевые покупатели (конкуренты, поставщики или заказчики) при определении стоимости покупаемого бизнеса обычно сосредоточивают внимание на имеющихся активах, не желая учитывать стоимость так называемого «гудвилла». Их собственные соображения не позволяют признать наличие стоимости сверх стоимости активов, а многие владельцы компаний поначалу путают их со стратегическими покупателями. В большинстве случаев вариант продажи предприятия покупателям из числа уже работающих в данной отрасли следует рассматривать в последнюю очередь при отсутствии других предложений, за исключением следующих случаев: 1) если доходы компании несоизмеримы с инвестированным в неё капиталом; 2) если существуют трудности в передаче новому владельцу опыта, необходимого для эксплуатации предприятия, и у компании отсутствует инфраструктура для продолжения деятельности без участия её нынешнего владельца. Среди примеров успешного решения проблем можно назвать московский мясоперерабатывающий завод «Кампомос». Начинался он с того, что владельцы купили стандартный пятитонный цех. Несмотря на сильную конкурентную борьбу и пережитый пожар, предприятие в настоящее время входит в десятку ведущих российских производителей. Процесс передела на рынке мясоперерабатывающих предприятий продолжается до сих пор, хотя и с меньшей интенсивностью. Всё большую активность в покупке новых производственных площадок проявляют «крепкие середняки», доказавшие свою устойчивость и активно осваивающие новые сегменты. Тот же «Дымов» прирастет за счёт выхода на рынок мясных полуфабрикатов, «Кампомос» предложил потребителям эксклюзивную охлаждённую пиццу, петербургская компания «Талосто» стремится на московский рынок. Одним из вариантов экспансии выступает покупка действующего производства, однако не всегда компания-поглотитель готова платить за приобретение справедливую цену. Стараясь минимизировать издержки, инвесторы готовы вкладываться в современные, успешные предприятия и выбирают из множества имеющихся вариантов. А рынок продажи проблемных предприятий постоянно пополняется. В настоящее время в открытой продаже имеются: бывший мясокомбинат (имущественный комплекс) в г. Шатура Московской обл. площадью 8 800 кв. м; Ряжский мясокомбинат в Рязанской обл. площадью 41 000 кв. м; недействующий мясокомбинат площадью 85 000 кв. м в г. Белово Кемеровской обл.; а также крупные недействующие или стагнирующие предприятия в Комсомольске-на -Амуре, Мценске, Яранске Кировской обл. Поскольку мясоперерабатывающий бизнес очень сложный и подвержен значительному влиянию внешних факторов, заниматься им должны настоящие профессионалы своего дела, обладающие рыночным чутьём, предпринимательским и управленческим талантом. До сих пор многими небольшими и средними производствами владеют люди, которые лет 15 назад предпочли малый бизнес как способ заработать средства к существованию. Для этого явления даже существует термин – «вынужденное предпринимательство». Со временем приходит понимание, что бизнес – это не их призвание, и они стараются предать своё дело в руки «крепкого хозяйственника». Но продажа предприятия, особенно проблемного, очень непростое дело и тоже требует профессионального подхода. Материал подготовлен консалтинговой компанией ГУРУС. |