23.11.2007  Бизнес недооценивает риски использования пиратского ПО

   ООО «Майкрософт Рус» и исследовательское агентство IDC объявили о результатах исследования «Понимание рисков и затрат компании, связанных с использованием нелицензионного ПО». Исследование было проведено в 2007 г. в России, охватив 5 федеральных округов и более 500 компаний.
   «Исследование сфокусировано на реальной экономической ситуации в России, связанной с использованием лицензионных и нелицензионных программных продуктов Microsoft, – отмечает Сергей Алпатов, руководитель отдела по продвижению лицензионного ПО «Майкрософт Рус». – Важность исследования определяется тем, что оно дает четкий ответ на вопрос, в какой степени бизнес-пользователи подвергаются рискам и проблемам из-за нелицензионного ПО, дает достоверную оценку стоимости его использования по сравнению с лицензионным ПО».
   Исследование IDC позволяет сделать три ключевых вывода. Степень наступления различных рисков, которым подвергают себя компании, пропорциональна уровню использования нелицензионного ПО. Российские компании недооценивают дополнительные расходы при эксплуатации нелицензионного ПО и, соответственно, совокупную стоимость владения им. Компании демонстрируют рост осведомленности о рисках, связанных с использованием нелицензионного ПО.
   Исследование показало, что почти 80% российских компаний оценивают юридические риски, которые влекут за собой нарушение их деятельности в результате проверок со стороны властей, как «высокие» и «очень высокие». Однако на деле гораздо большее число компаний сталкивается с техническими рисками и проблемами, вызванными использованием нелицензионного ПО. Частота возникновения критических и мелких сбоев систем, потерь, повреждения данных и связанных с этим непредвиденных затрат на ПО прямо пропорциональна доле нелицензионного ПО в компании и гораздо выше, чем себе представляют ИТ-директора и руководители. Частота возникновения критических сбоев систем, приводящих к перерывам в работе компании, в 3,3 раза выше в компаниях с высоким уровнем использования пиратского ПО, чем в компаниях с низким уровнем. Мелкие сбои, вызывающие снижение производительности труда, происходят в 2,7 раза чаще в организациях с высоким уровнем использования нелицензионного ПО (28,6% опрошенных), чем в организациях с низким (10,6% опрошенных). От потерь и повреждения данных страдают в два раза больше компаний с высоким уровнем использования нелицензионного ПО (6,5% опрошенных), чем с низким (3,3% опрошенных). Частота непредвиденных расходов на программное обеспечение в 2,8 раза ниже в компаниях с низким уровнем использования пиратского ПО (3,9% опрошенных) по сравнению с компаниями с высоким уровнем использования (10,8% опрошенных).
   Оценка финансовых потерь, вызванных наиболее распространенными рисковыми ситуациями, связанными с использованием нелицензионного ПО, показала, что компании с высоким уровнем использования нелицензионного ПО несут гораздо более существенные расходы на восстановление работоспособности ИТ-системы после сбоев. Критический сбой ИТ-системы в среднем обходится компаниям с низким уровнем использования нелицензионного ПО немного дороже 6 тыс. долл., тогда как для компаний с высоким уровнем использования таких продуктов она превышает 12 тыс. долл. Различие непредвиденных расходов на ПО еще значительнее: 3,6 тыс. долл. против 8,6 тыс. долл. Однако наибольшие финансовые потери приносят мелкие сбои пользовательских компьютеров. По результатам опроса, компания среднего размера из категории низкого уровня использования нелицензионного ПО теряет за год в среднем немногим более 8 тыс. долл., а из категории высокого уровня использования нелицензионного ПО – свыше 37 тыс. долл.
   Также исследование показало, что руководители и ИТ-директора считают затраты на лицензионные программные продукты более высокими по сравнению с нелицензионными. Тем не менее начальная стоимость является единственным преимуществом нелицензионного ПО, зачастую руководители компаний не принимают во внимание расходы на обновление и поддержку нелицензионного ПО. Об этом сообщает пресс-служба «Майкрософт Рус».