23.11.2007 Бизнес на оплате Доступность и дешевизна входа на платежный рынок привлекла немало предпринимателей. Однако владельцы после приобретения терминалов почувствовали не только вкус прибыли, но и горечь проблем. В последнее время на потребительском рынке все популярнее становится услуга осуществления мгновенных платежей через электронные терминалы. Если на начало 2006 г. количество таких терминалов исчислялось цифрой 23 тысячи, то уже в 2007 г. оно возросло до 67 тысяч. Более того, платежные терминалы, как правило, находятся в очень удобных местах, поэтому людям не приходится тратить время на дорогу в банк и обратно. Первые терминалы мгновенных электронных платежей появились еще в 2002 г. Первоначально они были ориентированы исключительно на прием платежей за услуги операторов мобильной связи. Но на данный момент, в связи с увеличением возможностей электронных терминалов, удельная доля платежей за мобильную связь уменьшилась, в то время как с каждым днем растет объем платежей за пользование Интернетом, IP-телефонией, коммерческим телевидением, а также погашение потребительских кредитов, квартплаты, коммунальных платежей. Находчивые предприниматели, почувствовав "запах прибыли", повсеместно ринулись заполнять данную нишу. Тем более, что условия входа на данный рынок весьма лояльны и не требуют огромных первоначальных затрат. Схема функционирования платежного бизнеса достаточно проста: предприниматель, приобретая терминал, заключает договор с электронной платежной системой (ЭПС), которая в дальнейшем будет осуществлять процессинг и техническую поддержку. На данный момент в России насчитывается более полусотни ЭПС, крупнейшими из которых являются E-port, Ciberplat, ОСМП. В свою очередь ЭПС открывает для владельца терминала начальный депозит, на который он перечисляет некоторый авансовый платеж. Аванс фактически является лимитом, в пределах которого владелец терминалов, будем называть его субдилером, имеет право принимать платежи. При совершении транзакции через платежный терминал некоторая сумма денег списывается с депозита субдилера и непосредственно поступает компании, чьи услуги были оплачены, в дальнейшем баланс депозитного счета пополняется средствами, инкассированным из терминала. Вся информация о проведенных платежах хранится на сервере ЭПС, поэтому предприниматель получает доступ к контролю состояния депозита, а также информации о текущих операциях на терминале. Не стоит забывать о том, что на этом затраты не заканчиваются, ведь еще необходимо обеспечить электропитание терминала, а также подключить его к интернет-каналу (преимущественно используется технология GPRS), арендовать место под него, а также осуществлять ежедневный технический контроль. Но зато, как только все выше изложенные условия выполнены, вы можете смело начинать прием платежей у населения. Вознаграждением за труды, а также за взятый на себя риск является комиссионный процент с каждой проведенной транзакции. Например, величина процентной ставки вознаграждения субдилера при оплате услуг основных операторов мобильной связи через его терминал варьируется в пределах от 0,85 до 2,5%. Согласно информации, предоставленной участниками рынка, средний платеж за одну транзакцию составляет порядка 80-100 рублей. И это при том, что месячный объем транзакций, осуществляемых через платежный терминал, находящийся в "проходном" месте, составляет не менее 8,5 тыс. Прибыль считайте сами. Платежные терминалы не подлежат лицензированию. Для их установки не нужно получать специальные разрешения и проходить процедуру регистрации в государственных и муниципальных органах власти. Прибыль, полученная с данных терминалов, не является объектом налогообложения. До последнего времени контроль со стороны государства за данным сегментом рынка вообще полностью отсутствовал. Но все же буквально несколько месяцев назад, к несчастью для многих предпринимателей, системы платежных терминалов привлекли неусыпный взор ЦБ России. И уже 12 ноября вступило в силу указание ЦБ, обязывающее владельцев платежных терминалов заключать договоры с кредитными организациями и проводить все расчеты с провайдерами исключительно через банк. Это, конечно, вызвало бурную реакцию со стороны участников рынка: введение дополнительной комиссии, взимаемой банками, сократит рентабельность бизнеса. Более того, ведение бизнеса на таких условиях обеспечит его прозрачность - за счет контроля ЦБ за всеми финансовыми потоками, проходящими через ЭПС. Заглядывая в будущее, можно с полной уверенностью предположить, что спрос на услуги, предоставляемые терминалами мгновенных платежей, в ближайшее время будет расти. Вследствие этого количество терминалов будет тоже неуклонно увеличиваться. По оценкам экспертов, у начинающих питерских предпринимателей еще есть шанс поймать волну, потому что рынок пока далек от полного насыщения и находится на стадии освоения. - Минимальная цена "входного билета" в платежный бизнес составляет около $5 тыс. - Стоимость одного дешевого терминала - $1,5 тыс. - Оборотные средства на депозитном счете (аванс платежной сети) - не менее $1 тыс. Расходы на аренду в Петербурге - от $200 за м2. - Подключение к Интернету и электропитанию - $200, техподдержка и инкассация (зарплаты инкассатора и техника) - от $400. - Страховка от пожара и вандалов стоит около 1,5% от стоимости терминала. - Три месяца назад появилась еще одна статья расходов: при зачислении средств на лицевой счет банки стали удерживать около 0,1-0,15% от принятой суммы. |