14.11.2007  Белгородская область: проводится мониторинг качества реализуемых товаров

   Второй год подряд в рамках губернаторской программы повышения качества жизни в Белгородской области проводится акция «Не покупайся!». Она направлена на выявление проблемных сфер потребительского рынка и мониторинг качества реализуемых в торговой сети товаров, на повышение активности граждан как потребителей.
   Идеи акции нашли серьёзную поддержку у населения: в 2006 году участие в акции приняли 23 тысячи человек, в этом году только за три недели её проведения поступило более 21 тысячи обращений по различным нарушениям требований Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и правил продажи отдельных видов товаров.
   Из общего количества поступивших в 2007 году купонов 9 тысяч претензий (42,5%) были предъявлены к качеству непродовольственных товаров, 12 тысяч (56,6%) - к качеству продуктов питания, 0,2 тысячи (0,9%) - к качеству оказания услуг. Анализ купонов также показал, что в 55,3% случаев права потребителей в отношении качества товаров были нарушены при покупке товаров на рынках, 43,8% - в розничных торговых предприятиях, в остальных случаях (1,7%) - индивидуальными предпринимателями при оказании услуг.
   В основном потребители жалуются на продажу товаров с истекшим сроком годности, на отсутствие полной и достоверной информации о товаре, продавце и изготовителе, а также на отказ продавца принять претензию потребителя и нарушение сроков удовлетворения требований, предъявленных в отношении недостатков товаров. Кроме того, потребители жалуются на отсутствие в торговых залах контрольных весов и книги жалоб и предложений, продажи продукции фабричной расфасовки с дополнительной маркировкой магазина и завышением веса на 50-70 г.
   При оказании услуг наибольшее число претензий связано с нарушением сроков оказания услуг, непредоставлением полной и достоверной информации об оказываемых услугах. Анализ полученных претензий показал, что к числу нарушителей законодательства о защите прав потребителей следует отнести как крупные торговые сети («Евросеть», «Эльдорадо», «Меридиан», «Провиант», «Магнит»), так и мелкие торговые предприятия.
   На сегодняшний день наиболее активное участие в проведении акции приняли жители Алексеевского, Шебекинского, Старооскольcкого районов, а также Белгорода.
   Принимая во внимание тот факт, что старт акции случился в обстановке повышения цен на социально значимые продукты питания, организаторами акции были приняты дополнительные меры по стабилизации ситуации. При помощи телефонов горячей линии, которые будут работать до 1 декабря на территориях всех муниципальных образований, организован сбор обращений граждан по фактам реализации ряда продуктов по ценам выше установленного предела, отсутствия в продаже социально значимых товаров по фиксированным ценам. При поступлении подобных сообщений информация оперативно направляется в областную межведомственную комиссию и органы местного самоуправления для принятия мер.
   Всего по телефонам горячей линии поступило 274 обращения, из них 18 - по фактам завышения цен. Адресный характер претензий позволяет организаторам акции принимать оперативные меры по устранению ряда нарушений через работу областной межведомственной комиссии при губернаторе области по обеспечению качества и безопасности товаров и услуг на потребительском рынке, районных межведомственных комиссий. По самым серьёзным и неоднократным фактам нарушения прав потребителей материалы направляются в Управление Роспотребнадзора по Белгородской области и областную межведомственную комиссию для принятия мер.