13.11.2007 Рынок халяльных товаров будет расти Специальными постными меню в ресторанах да появляющимися в продаже в преддверии Пасхи наборами для раскрашивания яиц в наши дни уже никого не удивишь. Производители и торговцы все больше внимания уделяют представителям других традиционных для России конфессий, в первую очередь ислама и иудаизма. Крупные и мелкие предприятия с каждым днем наращивают выпуск халяльных и кошерных продуктов. А ритейлеры не только расширяют отводимые под них витрины, но и открывают специальные "религиозно чистые" магазины. О расширении линеек "богоугодной" продукции предприятия отечественной пищевой промышленности сообщают чуть ли не ежедневно. Прежде всего, речь идет о мясных изделиях - ведь у большинства людей понятие халяльной (от арабского "халяль" - дозволенное), то есть разрешенной для правоверных мусульман, еды ассоциируется именно с отсутствием в ней свинины. Только нынешней осенью о начале выпуска или пополнении такого ассортимента объявили мясоптицекомбинат "Пензенский", холдинг "Тюменский бройлер", ОАО "Царицыно", Лианозовский колбасный завод и мясокомбинат "Раменский". По словам начальника отдела маркетинга комбината "Пензенский" Александра Рябухина, решение о "религиозной" новинке связано с заметно возросшим спросом. "У мусульман в Пензенской области сейчас не очень богатый выбор. Большинство продукции выпускается мелкими частными цехами, от которых вряд ли можно ожидать высокого уровня качества, а рост спроса на "халяль" в последние годы настолько стабилен, что сейчас все крупные предприятия начали задумываться о его производстве", - говорит он. "В наших планах значительное увеличение как объемов, так и ассортимента, - заверил SB генеральный директор специализирующегося на выпуске халяльных мясопродуктов завода "САФА" Рафаэль Насыров. - Сейчас думаем об изготовлении сырокопченых колбас, консервов и другой продукции". "Чистую" пищу, как и любую другую, нужно не только произвести, но и продать. Делают это по-разному. За счет пользующихся спросом халяльных и кошерных продуктов охотно расширяют свой ассортимент самые обычные магазины. "Наличие столь "экзотической" продукции положительно сказывается на имидже. Ведь всегда хорошо звучит "Только у нас вы найдете..!" Это добавляет привлекательности, а, придя в магазин, скажем, за кониной, человек, возможно, купит и что-то еще. Появление на полках товаров немассового производства, как правило, увеличивает оборот", - отмечает аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Татьяна Бобровская. В результате нанесенные на упаковку эхшеры (значки, подтверждающие кошерность) или маркировки "халяль" можно встретить практически в любом крупном супермаркете, а в некоторых для таких продуктов созданы специальные зоны. Кошерные отделы и стенды есть в столичных "Мосмарте" и "Патэрсоне". Встречаются они и за Уралом, не только в Биробиджане. Стеллажи с халяльной продукцией в столичных супермаркетах тоже не редкость. Есть они в "Бахетле", а недавно вывеска "Халяль" появилась и в сети "Ашан". Другой канал распространения "религиозно чистых" продуктов - особые кошер-маркеты или халяль-универмаги. Этот вариант активно используется самими производителями. Собственные фирменные магазины в Москве (в том числе на территории Мемориальной мечети на Поклонной горе) созданы специализированным предприятием "САФА", а также Щелковским заводом "Халяль-Аш". Работают в столице и области "независимые" торговые точки - недавно открытый в Москве "Таваккуль", только что появившийся в подмосковной Коломне "Татарский", активно рекламирующий себя в интернете "Халяль-продукт" и, конечно, супермаркеты "Апельсин", один из которых в ходе проведенного недавно префектурой ЦАО опроса покупателей был признан в ряду лучших магазинов центра города. Специализированных кошерных магазинов в Москве два - при синагоге на Большой Бронной и "Кошер-маркет" недалеко от Еврейского общинного центра в Марьиной Роще. На недостаток клиентов ни тот, ни другой не жалуются, хотя цены на мясо и прочие продукты здесь ощутимо выше, чем в "обычной" рознице. "Наш оборот только в 2006 году вырос примерно на 70%, расширился и ассортимент. Многое импортируется из Израиля, США, Франции, однако на полках есть и кошерные товары российского производства", - заявили SB в "Кошер-маркете". Кроме Москвы, крупные магазины такой направленности, как сообщили нам в Федерации еврейских общин России, действуют в Санкт-Петербурге, Сочи, Перми, Новосибирске, Тольятти и Казани. Собираясь заняться "богоугодными" товарами, нужно понимать, что и производителей, и ритейлеров здесь ждут не только выгоды, но и проблемы. И не какого-нибудь там мистического, а самого что ни на есть реального характера. Во-первых, процесс изготовления "чистых" с религиозной точки зрения продуктов куда сложнее обычного. Достаточно сказать, что убой животных, из мяса которых впоследствии будет произведена колбаса или сосиски, должен проходить в строгом соответствии с религиозными канонами. То же касается разделки туш и обработки. Любое нарушение правил может сделать продукт "нечистым" и повлечь за собой отзыв сертификата, что изрядно подорвет репутацию компании в глазах целевой аудитории. Отдельные проблемы возникают и у розницы. Если магазин или, например, кафе создается специально для продажи халяльного товара, то ничем "запретным" они торговать уже не смогут. В том числе и такой высоко-прибыльной продукцией, как спиртное. Именно поэтому в Москве до сих пор не открылось ни одной халяльной точки общепита. "Ресторанов и кафе, соответствующих стандарту "Халяль", в столице пока нет, исключение - кафе при мечети на Проспекте Мира", - сообщили SB в Совете муфтиев России. У кошерного общепита проблем со спиртным нет, а потому в одной только Москве успешно работают рестораны "Йона" (он еще доставляет по офисам города кошерные бизнес-ланчи), "Яэль", "Шагал", "На Бронной" и кафе "Шаарей-Цедек". Так стоят ли все эти сложности того, чтобы вообще браться за "чистую" пищу? Похоже, да. Если верить прогнозам специалистов, популярность кошерной и особенно халяльной продукции в России в ближайшее время будет расти. "Рынок халяльных товаров в последнее время увеличивается примерно на 10% в год, и в плане количества наименований, и в плане объема продаж. Одной из причин подъема можно считать расширение диаспор населяющих Россию народов, представители которых традиционно исповедуют ислам. Вполне возможно, что значительную часть "халяля" потребляют не мусульмане, а представители других конфессий, ценящие его за хороший вкус и высокое качество. Это, впрочем, бизнесу не помеха, а, наоборот, плюс. Особенно для производителей кошерной пищи. Ведь численность этнических евреев в России, в отличие от тех же азербайджанцев, за последние годы сильно сократилась. <Мало кто задумывается, что чистыми или нечистыми с религиозной точки зрения могут оказаться не только продукты. Но и, например, медицинские услуги. А между тем уже в этом году в Москве планируется открыть специальные "халяльные" клиники. "Мы постараемся создать комфортные условия для мусульман. Думаю, нашим посетителям будет приятно, если в регистратуре их встретит человек, который владеет не только русским, но еще арабским и английским языками. Кроме того, в проекте здания предусмотрена специальная комната для молитв и место для совершения омовения", - отметил глава сети клиник "Цена-Качество" Виктор Кисин. А с наступлением очередного туристического сезона россияне вновь смогут отправиться в "ортодоксальные" путешествия. "Что такое халяльный отдых? Это когда во время проживания в отеле у мусульманина, и особенно у мусульманки, не возникает проблем на пляже или у бассейна. В заведениях, позиционирующихся как халяльные, мужская и женская зоны жестко разграничены. На территории гостиничных комплексов не продают спиртное, так что здесь вы не столкнетесь с подвыпившим дебоширом. Популярность такого отдыха растет. В прошлом году подобные услуги предлагала всего одна фирма, в этом году их уже четыре. Пока все они отправляют людей в Турцию и другие мусульманские страны, но, думаю, уже совсем скоро аналогичные отели появятся и в России", - надеется генеральный директор Центра стандартизации и сертификации "Халяль" при Совете муфтиев России Жафар Азизбаев. |