07.11.2007 Как лизинг, аутсорсинг и аутстаффинг помогают "экономить на людях" Наиболее высокие административные расходы, как правило, приходятся на персонал компании. Для их оптимизации есть различные технологии, которые сегодня мало используются нижегородскими компаниями. Это, например, лизинг, аутсорсинг и аутстаффинг. О том, как именно они помогают "экономить на людях", рассказала директор аутсорсинговой компании "Нижегородская Централизованная Бухгалтерия" Татьяна Смирнова. Данные технологии имеют свои плюсы и минусы, в зависимости от того, какая поставлена цель и какие ресурсы компания готова использовать. Т. Смирнова отмечает, что в российской действительности произошло некоторое смешение понятий аутстаффинга, аутсорсинга и лизинга персонала. На самом деле это три разные вещи, хотя смысловые границы между ними могут быть несколько размытыми. Аутсорсинг подразумевает передачу на сторону целого бизнес-процесса (например, бухгалтерии, PR или работы с кадрами). Под аутстаффингом понимается вывод собственного персонала за штат компании и оформление его в штат сторонней организации. Лизинг - это аренда квалифицированных специалистов у другой компании. Причин, подталкивающих фирмы использовать эти технологии, достаточно много. Это может быть временная потребность компании в высококвалифицированных специалистах, когда искомого специалиста быстро не найти (например, административно-финансовый персонал: бухгалтеров, юристов, ассистентов, секретарей). Или появление в компании вакантных мест на короткий период, например, на время отпусков или праздников. Это может быть и сезонная работа компаний, использующих большой объем низкоквалифицированного труда, а также реализация различных проектов, которые могут длиться от нескольких часов до года. Такие проекты возникают, как правило, при проведении выставок, конференций, рекламных и промоушн-акций. В пик сезона штат компании расширяется и так же быстро сокращается, когда спрос на данную услугу проходит. Предприятие, исходя из поставленных целей, может выбрать наиболее выгодную для себя услугу. Если это снижение издержек и концентрация усилий на решении основных задач, то удобнее передать функции обеспечения бизнес-процессов на аутсорсинг. Их будет выполнять сторонняя компания, что позволяет предприятию быть мобильнее конкурентов за счет значительной экономии времени. Аутстаффинг выгоден для компаний, которые не имеют возможности увеличить штатную численность сотрудников, но нуждаются в них для выполнения своих задач. Это малый бизнес и предприятия с упрощенной системой налогообложения, которые имеют штатные ограничения. Предложенная схема удобна при необходимости сэкономить на своей кадровой службе или разгрузить ее при больших объемах работ. Если существует временная потребность компании в высококвалифицированных специалистах или решаются задачи в рамках ограниченного сроком проекта, то удобнее воспользоваться лизингом персонала. При использовании любой из этих технологий появляется компания-поставщик данных услуг (провайдер). Новая система отношений указывает на необходимость принятия и новых юридических решений. Как же строятся отношения между заказчиком и провайдером? При аутсорсинге заказчик покупает у фирмы услугу, а не труд конкретных работников. Прибегая к услугам аутсорсера (провайдера), организация-заказчик в его лице получает как бы дополнительное структурное подразделение организации, которое в то же время остается от него юридически независимым. Соответственно все отчисления заказчика за выполнение оговоренного объема работ поступают аутсорсеру в виде абонентского обслуживания. Заказчик услуги при аутстаффинге остается для переданных им сотрудников фактическим работодателем. То есть работают такие сотрудники на прежнем месте, а числятся у провайдера. Компания-провайдер оформляет сотрудников заказчика в свой штат: ведет на переданных сотрудников кадровое делопроизводство в полном объеме, предоставляя все льготы и гарантии, установленные действующим законодательством РФ. Заказчик ежемесячно перечисляет на счет провайдера денежные средства в объеме заработной платы рабочих, налогов на заработную плату и компенсацию услуг провайдера. При лизинге персонала сотрудники предоставляются в аренду на срок от нескольких часов до нескольких лет. В этом случае сотрудники предоставляются заказчику в качестве ресурсов. Они числятся в штате компании-провайдера, а начислением заработной платы и трудовой дисциплиной занимается компания-заказчик. Провайдер же гарантирует отличное качество выполнения работ, предоставляемым персоналом, при этом получает в качестве гонорара сумму, составляющую определенный процент от заработной платы предоставленных сотрудников. Если сравнивать услуги по такому критерию, как гарантии и ответственность за выполнение, то они также имеют отличие. Компания-провайдер гарантирует высокое качество выполнения задач предоставленным в лизинг персоналом. При этом она не отвечает за административные издержки, понесенные при предоставлении персонала. При аутсорсинге и аутстаффинге компания-провайдер отвечает за функции, переданные компанией-заказчиком. Критерием выбора форм привлечения сотрудников является экономическая целесообразность. Некоторые инвестируют значительные суммы в развитие и обучение своего персонала, стараясь минимизировать расходы на временный персонал, и используют его только в редких случаях для выполнения краткосрочных заданий. Другие передают непрофильные функции сторонней организации и именно таким образом сводят к минимуму расходы на персонал и свои риски одновременно. Практика применения таких технологий, как лизинг, аутсорсинг, аутстаффинг на сегодняшний день невелика. В основном к ней прибегают филиальные сети, региональные представительства известных отечественных и мировых брэндов. Такое недоверие среди нижегородских компаний вызвано прежде всего недостатком информации о позитивном опыте применения этих технологий на российском рынке и той выгоде, которую можно получить от их использования, заключила Татьяна Смирнова. |