31.10.2007  Автолизинг вне конкуренции

   Автолизинг — это массовый продукт, предлагаемый самыми разными компаниями.
   Ожидается, что он будет доминировать еще несколько лет.
   Автолизингом занимаются все операторы рынка, потому что бум потребительского спроса, начавшийся в 2003 году, не прекращается, и было бы глупо этим не воспользоваться. Кроме того, автомобиль можно реализовать в течение 2 месяцев, а недвижимость может стоять без покупателя годами.
   По этой причине, например, в «Европлане» (один из лидеров в этом сегменте рынка) легковые и грузовые автомобили занимают 75% всего лизингового портфеля в стоимостном выражении. Еще один лидер — специализированная компания CARCADE, а также лизинговые компании производителей автотранспорта.
   Сегодня доля лизинга автотранспортных средств постоянно растет. Только за 2006 год прирост рынка составил около 50%. В основном этот рост наблюдается за счет стремительно развивающегося сектора малого и среднего бизнеса, считает Ольга Галицкая, замдиректора по продажам в ЮФО компании CARCADE. За последние 5 лет стоимость ежегодно заключаемых договоров в этом сегменте выросла в 6 раз, причем среднегодовые приросты составили 45,1%.
   По прогнозам аналитиков, такая динамика сохранится в ближайшие 3 года.
   Как правило, клиенты обращаются к финансистам после того, как определились с автомобилем и поставщиком. В последнее время наибольшим спросом пользуются легковые иномарки представительского класса для руководителей предприятий малого и среднего бизнеса.
   Сервис на этом рынке также изменился больше всего. Теперь консультацию, расчет и предварительное решение по заявке можно получить, не выходя из автосалона. Кроме того, сделки проходят все быстрее и по скорости сейчас могут составить конкуренцию банковскому кредиту для физических лиц.
   Особенность этого сегмента — необходимость регистрации, постановки на учет, проведения техосмотра автомобиля. Как правило, оформление этих процедур берет на себя лизинговая компания. Приобретаемое в лизинг имущество ставится на баланс лизинговой компании или лизингополучателя. Последний вариант обычно используют филиалы столичных компаний, поскольку в ГИБДД считали, что регистрировать автотранспорт следует на юрлицо (в Москве). Сейчас лизинговые компании пытаются решить этот вопрос по-другому.
   Срок лизинга автомобилей зависит от их стоимости. Обычно лизинговые компании амортизируют активы с коэффициентом не выше 3.
   Для машин, которые стоят выше определенной суммы, этот показатель уменьшается вдвое, т. е. коэффициент ускорения амортизации — не более 1,5 раза. В результате относительно дешевые машины можно брать в лизинг хоть на год, а дорогие — только на срок амортизации (если они размещаются на балансе у лизингодателя). Если на балансе у лизингополучателя, то срок договора не регламентируется, по его истечении передается право собственности на недоамортизированное имущество.
   Вслед за легковыми машинами начал расти спрос и на другой автотранспорт. Теперь можно брать в лизинг автомобили с пробегом, которые автосалоны продают в рамках trade-in. «Лизинговое агентство» осваивает рынок пассажирских микроавтобусов для ростовских АТП (25% от всех сделок). Это стало востребовано в текущем году, поскольку к 2008 году перевозчиков обязали переходить на иномарки. По мнению операторов, спрос на этот транспорт удовлетворен лишь 20%, поэтому рынок имеет большие перспективы роста. В этом сегменте компания готова работать с клиентом без авансового платежа и с более низким процентом удорожания.