29.10.2007  Автоматизированная торговля вступила в борьбу за пассажиров

   Игроки вендингового рынка (мелкорозничная торговля через автоматы) объявили железнодорожный транспорт зоной своих стратегических интересов. И уверены, что за автоматизированной торговлей будущее.
   Автоматы по продаже чего бы то ни было стали неотъемлемой частью розничного рынка больше полувека назад. Первые вендеры торговали газировкой с сиропом и без. С тех пор научились торговать чем угодно - от кофе с бутербродами до газет и сигарет. «Белая кость» вендингового рынка - автоматы по продаже документов строгой отчетности, а именно: билетов и ваучеров, дающих право на получение тех или иных сервисов.
   По данным Европейской ассоциации вендинга, минимальные обороты этого бизнеса в ЕС в среднем составляют около 3% от продаж через торговые сети. Если брать за основу европейские показатели, потенциал роста этого сектора в России составляет около 1000%. Однако вендинговый бизнес остается весьма закрытым, и оценить его обороты даже в Москве можно пока только приблизительно.
   Коммерческий директор ООО «Вендера» Арсений Гурин, перечисляя достоинства вендеров, особо выделяет круглосуточный доступ к услуге и отсутствие «человеческого фактора» - электронный продавец всегда компетентен, никогда не раздражается на покупателя, быстро работает и занимает малую площадь. В большинстве случаев вендер можно расположить в «шаговой доступности» от потенциального покупателя, в тех местах, где невозможна работа традиционной торговой точки, к примеру, на железнодорожной платформе.
   Как и для любого бизнеса, заметил Арсений Гурин, основой торговли через автоматы является достаточное число клиентов. Вполне очевидно, что российский железнодорожный транспорт с его количеством пассажиров на вокзалах и в поездах является привлекательным сектором для вендинг-операторов не только российского, но и мирового рынка. К тому же вендинг - целиком легальный бизнес, где в торговый оборот вовлечены только сертифицированная продукция и оборудование.
   По словам генерального директора, вице-президента Национальной ассоциации автоматизированной торговли (НААТ) Егора Спиваковского, индустрия автоматизированной торговли в России считается молодой, хотя и не является новинкой для бывшего советского потребителя. Однако в момент политических преобразований в стране, галопирующих процессов девальвации и деноминации автоматы вынуждены были покинуть улицы городов. Монеты и банкноты менялись так часто, что индустрия просто не сумела выстоять на рынке. К тому же никому не было интересно приватизировать старые устройства в условиях, когда их эксплуатация на рынке была осложнена. Поэтому система автоматторгов прекратила свое существование.
   После 1998 года индустрия начала активно развиваться за счет западного капитала – на рынок пришли «Кока-Кола» и «Нестле», которые начали устанавливать вендеры, брендированные своими торговыми марками. Затем частные предприниматели повезли в страну оборудование американского и европейского производства. Постепенно конкуренция на вендинговом рынке и на сопутствующих ему рынках поставок и обслуживания оборудования становилась все более заметной. А потребители становились более требовательными.
   В результате вендинг-бизнес перешел на новый виток развития, который подразумевает повышение качества работы автоматов, увеличение их количества и поиск новых секторов для применения автоматизированной розничной торговли. Чем, собственно, и обусловлен интерес операторов к железнодорожному транспорту. Там, где пассажиры ожидают электричек, им вполне можно предложить дополнительный сервис – например, поставить автомат с бутербродами или напитками. Как говорит Егор Спиваковский, пассажиры электричек, которые не являются высокодоходной группой потребителей, нуждаются в подобном недорогом сервисе.
   По мнению менеджера отдела продаж Vendorus Group Сергея Дубовицкого, установка торговых автоматов на территории железнодорожных объектов и в поездах позволит поднять уровень сервиса. Автоматы дают возможность совершать покупку быстро и в порционной упаковке, что особо актуально для тех, кто находится в пути. Товар в них хранится в соответствии с требованиями производителей, а хорошие дизайнерские решения не испортят интерьер. Vendorus Group предлагает ставить автоматы в вагонах поездов дальнего следования вместо устаревших титанов. В отличие от бойлеров, обеспечивающих пассажира исключительно кипятком (хоть и бесплатным), автоматы не только кипятят воду, но и разливают кофе, чай, бульон или молочный коктейль. Примером могут служить электрички в Германии, которые оснащены кофейными аппаратами.