26.10.2007  К $4 млрд может приблизиться объем рынка российского аутсорсинга в 2008 г.

   
   Привлечение сторонних специалистов для организации и ведения бухгалтерского, налогового и управленческого учета может быть обусловлено как желанием руководителя компании иметь более квалифицированно составленную отчетность или нежеланием это делать самостоятельно, так и необходимостью усиления контроля хозяйственной деятельности и улучшения показателей эффективности.
   Считается, что в нашей стране рынок аутсорсинга только развивается, однако прогнозируемые в 2008 г. 4 млрд долл. его объема говорят сами за себя.
   За рубежом услуги по ведению полного цикла бухгалтерского учета широкого распространения не получили. Там на аутсорсинг часто передаются расчет зарплаты, проверка счетов, их выставление и т.д. В России же предпочитают отдавать всю бухгалтерию.
   Крупный бизнес все чаще выделяет в своей среде централизованную бухгалтерию, что называется, передает на инсорсинг.
   Малый и средний бизнес обращается во внешние специализированные компании, то есть аутсорсинг.
   Используют аутсорсинг и некоторые холдинги либо средние компании, в том числе имеющие территориально распределенную структуру.
   Аутсорсинг, или передача ряда функций внешнему провайдеру, обеспечивает:
   - снижение затрат;
   - возможность сконцентрироваться на решении стратегических задач;
   - улучшение контроля;
   - рост показателей.
   Последний фактор, к примеру выработка на одного сотрудника, важен для публичных компаний и организаций, работающих на внешнем рынке. Чем он выше, чем выше эффективность основного производства, тем выше капитализация компании. Вывод части функций и сотрудников из собственного предприятия делает его инвестиционно более привлекательным.
   Аутсорсер, принимая от компании, имеющей распределенную структуру, функции по ведению учета и составлению отчетности, организует на собственной методологической и ресурсной базе центр бухгалтерского обслуживания. Перед ним обычно ставят задачи сделать учет более эффективным за счет унификации и введения единообразных учетных процедур во всех структурах, усилить операционный контроль и сократить расходы. При этом в обязанности аутсорсера вменяется формирование отчетности, и не только бухгалтерской и налоговой, но и подчас управленческой.
   Справиться с этими задачами можно при наличии информационной системы. К ней у компании тоже существует ряд требований. Так, она должна позволять вести учет нескольких балансовых единиц по различным видам деятельности и подключать их новые виды, интегрироваться с уже имеющимися на предприятиях системами.
   Приступая к работе, аутсорсер обычно проводит аудит системы бухгалтерского и управленческого учета, разрабатывает унифицированные порядок и регламенты учетной работы.
   При этом осуществляется оптимизация количества персонала. Некоторых сотрудников специализированная компания принимает к себе на работу, проводит их аттестацию, обучение.
   Даже самой маленькой компании нужно решать задачу постановки и ведения учета. Но либо у ее руководителя не хватает знаний для этого, либо нет возможности нанять квалифицированного специалиста или дорого держать штатного главного бухгалтера.
   Причины могут быть разными.
   Приходится заниматься всем самому, вести записи в тетради, что отражается на качестве учета. Время, потраченное на отражение финансово-хозяйственной деятельности, бывает соизмеримо со временем, необходимым непосредственно для управления ею.
   Покупка информационной бухгалтерской системы привлекает далеко не каждого руководителя малой компании и предпринимателя. Отчасти это зависит от понимания проблемы вообще, отчасти от способности разобраться на рынке программных продуктов. И это еще один из аргументов, почему руководители обращают свой взор на организации, оказывающие услуги по ведению учета.
   Однако справедливости ради следует отметить, что не все предприятия, "попробовав аутсорсинг на вкус", остались им довольны. Он требует тщательного выбора компании, способной обеспечить качество услуг. И тут помимо необходимого профессионализма не последнюю роль играет человеческий фактор: небрежное, формальное отношение к делу, ведение учета нескольких компаний, высокая загруженность специалистов, нарушение сроков предоставления информации и сдачи отчетов.
   К тому же никто не застрахован от совершения ошибок, к сожалению, методологических. Все это риски компании, решившей передать бухгалтерию на аутсорсинг.
   Развитие рынка аутсорсинга в значительной степени также сдерживают несовершенство законодательной базы и боязнь руководителей предприятий утраты конфиденциальности. Отношения между компаниями строятся на основе договора на оказание услуг. Тщательно прописанные его положения и доверительные отношения между заказчиком и исполнителем помогут снизить риски и повысить прозрачность деятельности компании, что, в свою очередь, способствует развитию бизнеса.