24.10.2007  Малому бизнесу больше не интересны россыпные месторождения золота

   В первой половине 2007 г. в России специалисты отмечали снижение добычи и производства золота. По данным Союза золотопромышленников, отечественные компании в первом квартале 2007 года снизили добычу и производство золота по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 6%, до 21 047,6 кг.
   Главной причиной снижения производства золота является падение добычи на россыпных месторождения, отмечают специалисты. В прошлом году в России было добыто 4,8 млн унций золота (147 619 кг), из них 1,9 млн унций (примерно 60 000 кг) - россыпное золото, а остальное рудное.
   Около 80% россыпного золота добывается в Якутии, Хабаровске, Иркутской, Магаданской, Амурской и Читинской областях. Специалисты отмечают, что с каждым годом становится все меньше компаний, работающих на россыпных месторождениях, что связано с ростом издержек и отсутствием поддержки со стороны государства.
   Как сказал председатель комитета ТПП РФ по драгоценным металлам и камням Валерий Рудаков, за три последних года добыча россыпного золота в России упала примерно на 20 т.
   Если в 2004 г. россыпного золота добывалось 73 т, то в 2007г ожидается 54 т. С экономической точки зрения россыпная золотодобыча не интересна государству, по сравнению с рудной, а с социальной точки зрения, она нужна.
   Малые предприятия россыпной золотодобычи обеспечивают работой более 100 тыс. человек в Магаданской, Иркутской областях, Якутии, Красноярском крае. Для поддержки малого бизнеса по добыче россыпного золота генеральный директор НБЛ «Золото» Михаил Лесков предлагает максимум полномочий передать региональным властям.
   Кроме того, упростить геологоразведку россыпных объектов, лицензирование добычи россыпного золота, перевод лесных земель в нелесные, когда речь идет о каменистой тундре, одновременно ужесточая требования по безопасности работ.
   Правда, мнения специалистов разделились по поводу частно-государственного партнерства в геологоразведке драгоценных металлов. Одни полагают, что государство должно переложить все затраты по геологоразведке на плечи частных компаний, а бюджетные деньги расходовать на решение более значимых вопросов, в частности на развитие транспортной и энергетической инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока. Поскольку объекты инфраструктуры, оставшиеся в наследство с советских времен, можно назвать только "бывшими объектами".
   Привлекая в том числе и иностранные инвестиции в геологоразведочные работы, В. Рудаков представил идеальную модель такого сотрудничества: за государством остается контроль и определение условий разработки месторождений, а геологоразведка, так называемое изучение недр, - за бизнесом.
   Однако другие специалисты придерживаются иного мнения, считая, что такое развитие недропользования относится к разряду философских (не разрешаемых) вопросов. Они убеждены в том, что государство должно финансировать оценочно-поисковые работы. Поскольку в нашей стране остается недооцененным огромный потенциал территорий, а крохи, доставшиеся по наследству "оценены по советским цифрам, заложенным в советской экономике". Поэтому какая часть из этих территорий пригодна для геологоразведки с экономической точки зрения, остается открытым вопросом.
   Государство должно оставить за собой геологоразведку и добычу драгоценных металлов, "поскольку эта его территория", убежден М. Лесков.