23.10.2007 Республика Коми: повышение цен на телерекламу ударит по малому бизнесу В связи с продекларированным резким ростом цен рекламы с 1 января на федеральных каналах телерынок республики с наступлением нового года может замереть. Во всяком случае, не все рекламодатели психологически смогут воспринять предстоящее повышение расценок на телевизионную рекламу более чем на 60%. В Коми размещением рекламы на федеральных каналах занимаются ООО «ММ-Видео Коми» («Первый» и «Россия») и ООО «Северинформ» (НТВ, СТС и ТНТ). Компания «ММ-Видео Коми» работает с группой «Видео Интернешнл» (ВИ), которая контролирует свыше 60% продаж рекламного эфира. Именно ВИ предупредило рекламные агентства о том, что телереклама в следующем году подорожает более чем на 60%. Вслед за крупнейшим продавцом аналогичные действия сделала компания «Алькасар», эксклюзивно продающая рекламу на НТВ, ТНТ, РЕН ТВ, «ТВЦ» и 7ТВ. На канале НТВ в республике размещением продукции занимается «Северинформ», покупая время «Алькасар». СТС является сетевым партнером «Северинформа», поэтому взаимоотношения между структурами строятся на особых условиях. Что же касается канала «ТНТ в Сыктывкаре», то канал является самостоятельным местным СМИ, имеющим лицензию. Правом продажи и размещения на данном телеканале также обладает «Северинформ». Московские продавцы телерекламы продают время пунктами рейтинга (GRP, условная единица, означающая, сколько зрителей увидели ролик). GRP продается в крупных городах, где постоянно проводятся замеры телеаудитории. Поскольку в Коми, как и во многих небольших по численности регионах подобных исследований не существует, федеральный эфир своим партнерам ВИ и «Алькасар» продают посекундно. До 1 января следующего года посредники продажи телерекламы в регионах могли предложить местным потребителям скидки - в зависимости от общего бюджета рекламодателя, приобретавшего эфир сразу на нескольких каналах. С нового года скидки будут не совокупными, расчет будет вестись по каждому телеканалу отдельно. В общей сложности в предстоящем году цена за рекламный эфир в отдельных случаях может повыситься более чем на 60%. Кроме того, на предстоящее подорожание рекламного времени повлияют изменения в федеральном законодательстве, поскольку с нового года по Федеральному закону «О рекламе» вместо 12 минут в час рекламе будет отведено лишь девять. Руководители «ММ-Видео Коми» Олег Короткевич и «Северинформа» - Сергей Михалек пока не склонны драматизировать ситуацию, однако не исключают того, что с января рекламный телерынок в Коми может замереть. Как сообщил БНКоми г-н Михалек, в общей сложности за год на НТВ, СТС и ТНТ рекламное время покупают 600-700 рекламодателей. С такой же количественной оценкой телерекламодателей согласен и г-н Короткевич. «Если с нового года цена за эфир повысится, а рекламное время сократится, то в первую очередь покупать время перестанут мелкие компании», - уверен Сергей Михалек. По словам руководителя «Северинформа», сегодня все крупные брэндовые рекламодатели, к примеру, операторы сотовых компаний, давно уже размещаются в телеэфире централизованно, поскольку продвижением услуг и товаров занимаются головные офисы, располагающиеся в Москве и Питере. Рост цен за рекламу в Москве не соответствует капитализации рекламного рынка в регионах, полагает г-н Михалек. Местные рекламодатели скорее всего переключаться на печатные СМИ и наружные носители, что может привести к дефициту площадей. Г-н Короткевич также не исключил того, что небольшие компании на время исчезнут из эфира. Впрочем, Олег Короткевич настроен вполне оптимистично, считая, что какого-то ажиотажа, а уж тем более дефицита рекламных площадей в республике возникнуть не должно. Руководитель «ММ-Видео Коми» прогнозирует, что на время, пока владельцы компаний хотя бы психологически не привыкнут к новому ценнику, они предпочтут телевидению не только газеты и журналы, но и во многом будут делать ставку на радиостанции. «Безусловно, это скажется на рекламной политике нашего предприятия, - прокомментировала предстоящее повышение на ТВ-рекламу директор сыктывкарской частной медицинской клиники «Грант-Плюс» Елена Александрович. - Любое увеличение финансового бремени для малого предпринимательства - нерадостное событие». В силу большой цены телерекламы «Грант-Плюс» и до этого не мог позволить себе размещение в эфире более двух-трех раз в год. Теперь и вовсе придется отказаться от эфира в пользу других рекламных носителей. Исполнительный директор Агентства маркетинговых коммуникаций «Профиль» Татьяна Мрачко также уверена, что после 1 января 2008 для среднего и малого предпринимательства телереклама не будет являться доступным средством продвижения своего бизнеса. Чтобы уменьшить отток рекламодателей руководители «ММ-Видео Коми» и «Северинформа» скорее всего будут предлагать своим клиентам рекламные субпродукты в виде телетекста, бегущей строки и прочих усеченных вариантов размещения в эфире, считает г-жа Мрачко. |