23.10.2007 На антикварном рынке закрепилась тенденция к специализации Российский антикварный салон, открывшийся в ЦДХ, отражает общие тенденции развития арт-рынка: поляризацию и специализацию его игроков, сообщил вице-президент Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров, владелец галереи "Акварель" Георгий Путников. "Российский рынок окончательно оформился, теперь есть те, кто торгует антиквариатом в самом широком смысле, и те, кто торгует искусством. Нужно и то и другое, но именно на последних антикварных салонах стало очевидно, что появилась база для создания салона искусств, на котором могли бы быть работы исключительно высокого качества", - пояснил он. В целом антиквары согласны с тем, что на салоне качество предметов значительно выросло, и, очевидно, стало меньше откровенных фальшивок, но вместе с тем, шедевров все меньше. "Здесь много качественных, но средних работ, поэтому идет попытка переключения покупателя на новые области, например - графику", - сообщила владелица галереи "Элизиум" Марина Молчанова. Молчанова пояснила, почему несколько галерей сделали попытку "приучить" покупателя к графике. "Мы просто стараемся донести до наших клиентов то, что на Западе все так давно знают: работы на бумаге продаются не хуже, чем живописные. На Западе есть аукционы, специализирующиеся исключительно на графике, которая, в отдельных случаях, может стоить очень дорого. Например, "Автопортрет" на бумаге формата А4 австрийского художника Эгона Шиле (Schiele Egon) стоил 1,5 миллиона доларов, а неблольшая работа Пита Мондриана (Mondrian Piet) - больше 1 миллиона долларов. У нас для графики перспектив больше, так как исторически небольшой запас качественной живописи", - рассказала она. И хотя периодически на салоне слышался радостный для галеристов звук рвущейся липкой ленты - значит паковались покупки - в целом о громких приобретениях пока никто не заявлял. Лишь в галерее "Школа", выставившей единое собрание миллионных Кандинского, Штеренберга и Фалька сообщили о том, что идут переговоры о покупке коллекции целиком. В целом, мнения участников салона относительно ситуации на современном российском антикварном рынке разделились между "загниванием и кризисом" и "стагнацией". В частности, антиквары отметили, что если в прошлом году на участие в салоне в "листе ожидания" стояла очередь из 50 галерей, то на этом салоне до последнего предлагались места. "Это общая тенденция на антикварном рынке, на лицо сокращение объема продаж, особенно в том, что касается продаж-покупок дорогих русских вещей" - рассказал Алексей Зайцев, совладелец галереи "Альбион". Галеристы и дилеры отчасти связывают снижение покупательской активности с предстоящими выборами. Эксперт, пожелавший остаться неизвестным, пояснил, что подобная ситуация не редкость в преддверии выборов, когда люди переключаются на категории, не требующие разовых масштабных вложений, - недорогих западных художников или графику. Кроме того, антиквары отметили, что появление накануне Салона изданного Россвязьохранкультурой "Каталога подделок произведений живописи" не способствует привлечению новых клиентов. В каталог вошло 150 произведений живописи. Кроме того, в справочник включены произведения, которые находятся в российском и международнм розыске, а также перечень предметов, похищенных из Государственного Эрмитажа. "Cтабильно раз в три-четыре месяца происходит какая-то негативная шумиха вокруг антикваров. Пару лет назад на салоне прогремело "дело Преображенских", потом кражи из Эрмитажа, скандал вокруг музейной экспертизы, вслед за этим выпуск каталогов краденных ценностей и подделок. Все это, очевидно, не способствует привлечению новых покупателей, а за счет сохранения старых (которые давно уже работают со своими консультантами и сами, часто в искусстве разбираются не хуже галеристов) рынок может выживать, но не развиваться", - отметил Зайцев. Кроме того, добавил он, сам подход к оформлению каталога вызывает определенные сомнения. "Перед каждой картиной есть надпись: "Внимание:возможно, подделка". И слово "возможно" - ключевое. Такой каталог - общедоступное издание, адресованное широкой аудитории, в том числе и не имеющей профессиональных знаний и опыта, находящейся "не в теме". Поэтому здесь неуместна двусмысленность. Либо подобные обвинения должны быть обоснованы и доказуемы - в том числе в суде - либо такие издания должны существовать и распространяться исключительно в профессиональной среде", - считает Зайцев. |