19.10.2007  Российскому рынку ноутбуков предсказывают рост

   Продажи компьютеров в мире в третьем квартале 2007 года выросли на 15,5%. Такие данные приводятся в отчете международного аналитического агентства IDC. В России рост рынка выше.
   В отчете IDC говорится, что общий рост рынка основывается на увеличивающемся секторе ноутбуков, однако точных данных там не приводится. При этом Gartner прогнозировал рост в этом сегменте на 27,1%, – почти в 9 раз больше, чем у стационарных компьютеров.
   Сейчас, по данным экспертов, мировым лидером на рынке ПК, как и год назад, остается Hewlett Packard. Его доля составляет 19,6%. Второе место у Dell, который занимает 15,2% рынка. На третьем месте остался китайский производитель Lenovo – 8,2%, четвертым оказался тайваньский Acer – 8,1%. По данным Gartner, лидеры рынка те же, а Acer обходит Lenovo (8,1% против 8%).
   В отчете не приводится специальных данных по России, однако отмечается, что рынок ноутбуков активно развивается в странах Центральной и Восточной Европы.
   Этот рост, по мнению IDC, объясняется целым рядом факторов: ростом доходов потребителей в развивающихся странах, относительно небольшим проникновением компьютеров на душу населения, снижением цен и борьбой мировых компаний за новые рынки. Подобная тенденция будет сохраняться до 2009–2010 года, говорится в отчете IDC.
   По мнению российских аналитиков, не все эти факторы действительно работают в России. Так, управляющий партнер агентства IT-Monitoring Александр Панько отмечает, что борьба вендоров за рынки наблюдается лишь в сегменте ноутбуков.
   «Производители стационарных машин пока мало внимания уделяют ритейлу», – сказал Панько. Кроме того, отметил он, показатель номинального проникновения компьютеров в России приближается к 100%. «Поэтому главный фактор роста рынка сегодня – это обновление парка, которое продолжится еще несколько лет», – считает Панько.
   С ним не соглашается аналитик IT Research Дмитрий Шульгин. По его данным, проникновение компьютеров в России пока не так велико, как в странах Евросоюза и Америки. «По ноутбукам мы вообще отстаем года на два», – замечает аналитик.
   Также Шульгин считает, что крупнейшие мировые бренды – за исключением Lenovo – начали настоящий штурм российского рынка стационарных компьютеров. «На рынок активно продвигаются Hewlett-Packard и Dell, старается не отставать от них Acer», – говорит Шульгин. По его данным, их общая доля в этом сегменте российского рынка достигла 8%, и она будет расти и далее. По его прогнозу, уже через несколько лет эти компании займут существенную часть рынка.
   Ритейлеры подтверждают правоту аналитиков. По их словам, продажи ноутбуков растут быстрее, чем стационарных ПК. Однако продавцы сдержанно оценивают рост рынка в целом. Так, по данным коммерческого директора KNS Digital Solutions Игоря Тупицына, заметного роста продаж не наблюдается. «Также стабильно и соотношение ноутбуков и стационарных машин – примерно 50 на 50», – говорит Тупицын.
   Тем не менее, аналитики сохраняют оптимизм, оценивая перспективы российского рынка. По данным управляющего партнера агентства IT-Monitoring Александра Панько из IT-Monitoring, рынок растет больше, чем на 15,5%. «Более того, мы ожидаем сохранения темпов роста на протяжении ближайших 2–3 лет», – прогнозирует Панько. «До 2010 года рынок будет расти», – соглашается с ним Шульгин.