17.10.2007 Санкт-Петербург: факторинг, или как войти в сеть с наименьшими потерями Получив предложение о работе от сети "Пятерочка", руководители ООО "Преттикэт" стали искать способ войти в сеть с наименьшими потерями. Продажи в торговых сетях составляют сейчас 80% оборота фирмы. Чтобы без потерь начать работать с гигантами ритейла, директор ООО "Преттикэт" Тимофей Чернов обратился к факторингу. Любой производственник и каждый поставщик товаров знает, как важно, чтобы на руках все время оставались свободные средства, которые можно направить на развитие бизнеса. И также каждый знает, как сложно эти средства находить. Проблема оборотных денег встала перед Тимофеем Черновым и его фирмой особенно остро, когда фирма по производству наполнителей для туалетов домашних животных PrettyСat начала работать с торговыми сетями. "Работа с сетями - это очень интересно для производственника, обороты в случае удачного стечения обстоятельств могут вырасти в разы, но вхождение в сети требует огромных средств, - рассказывает Тимофей Чернов. - Это не только вступительный взнос и значительные "ретробонусы", но и огромные отсрочки платежа в среднем по 50-60 банковских дней (90 календарных)". Суммы, из-за этого остающиеся в дебиторской задолженности, без огромных кредитов оказываются неподъемными для большинства компаний, но получить кредиты сложно без устраивающего банки материального обеспечения (как в случае с PrettyСat, которая арендует производственные площади). Исследовав рынок финансовых услуг, они остановились на факторинге. "Эта услуга оказалась идеальным решением проблемы отсрочек платежей. Сейчас все суммы, которые мы получаем от сетей, мы получаем практически в день отгрузки по факторинговой схеме, мы факторингуемся уже около 2 лет и ежемесячно работаем с суммой 4 млн рублей", - рассказывает Тимофей Чернов. По обычной схеме расчета проходят только заказчики с небольшими отсрочками или суммами до 25 тыс. рублей. Несмотря на привлекательность факторинга, механизм, по словам предпринимателя, весьма несовершенен. Банки бюрократизированы, решения принимаются долго и в основном в Москве. Кроме того, не все банки готовы работать со всеми сетями и клиентами, у некоторых из них есть собственные предпочтения. В связи с этим фирме приходится, по выражению директора, не держать все яйца в одной корзине. ООО "Преттикэт" факторингуется в двух организациях: НОМОС-БАНКе и НФК "ЛУКОЙЛ". Помимо этого, некоторые сети не соглашаются работать по схеме факторинга или соглашаются с "большим скрипом", но это скорее исключение из правил. "За границей факторингуются все, у них это гораздо проще - проценты за использование денег меньше. У них вообще есть масса финансовых инструментов, которые нам пока недоступны", - сожалеет Тимофей Чернов. Впрочем, в последние полгода факторинговое обслуживание начинают предлагать многие крупные банки, да и в давно работающих условия смягчаются. Как отметил Владимир Емельянов, начальник Управления факторинговых операций ОАО "МДМ-БАНК", в качестве клиентов выступают производители при работе с оптовиками или, в свою очередь, оптовики при работе с розницей. Факторинг выгоден компаниям, которые способны активно расти. Потенциал роста максимален всегда именно в малом и среднем бизнесе, поэтому и спрос у этих компаний выше. Подходы для малого и среднего бизнеса отличаются от подходов, используемых для корпоративных клиентов. Обычно скорость принятия решения по малому и среднему бизнесу выше, а перечень запрашиваемых документов сокращен. Важно понимать, что факторинг не альтернатива кредиту, между этими видами деятельности нет конкуренции. Это продукты с разной мотивацией. Кредит призван поддерживать бизнес и планомерно его растить из года в год относительно невысокими темпами. По мнению Екатерины Романовой, заместителя начальника отдела факторинговых операций Санкт-Петербургского филиала НОМОС-БАНКА (ОАО), факторинг нужен молодым и быстро растущим компаниям, которые работают с отсрочкой платежа и испытывают недостаток оборотных средств из-за несвоевременности поступления платежей от дебиторов, наличия чрезмерных запасов. Использование факторинга наиболее эффективно для небольших и средних предприятий, расширяющих объемы продаж или выходящих на новые рынки, а также для вновь создаваемых компаний. Факторинг как более гибкий инструмент подходит для поставщиков товаров и услуг. Компания получает доступ к финансам, используя платежеспособность собственных должников. При этом деньги поступают в необходимом количестве и на необходимый срок. Кроме того, факторинговое обслуживание не имеет четко обозначенных временных границ, поэтому по истечении одной финансовой операции банк дает возможность на осуществление следующей. |