17.10.2007  УрФО: развитие малого сбытового бизнеса спасет рынок бензина от суррогата

   Каждый пятый литр бензина на уральских АЗС не соответствует нормативным требованиям. Суррогат все чаще появляется в крупных городах. Усиление государственного контроля может дать определенный эффект, но глобально проблему не решит. По мнению экспертов, возможный выход - в развитии малого сбытового бизнеса.
   Фальсифицированный (некачественный, суррогатный) бензин на заправках находят периодически. Также периодически от него ломаются автомобили. Случай, ставший темой недели в Екатеринбурге, получил широкую огласку по одной-единственной причине: разом пострадали не один-два, а 16 автовладельцев.
   Способов фальсификации бензина, равно как и попадания его на приличные с виду АЗС, множество. Но какой бы ни была схема «бодяженья», в центре ее находится человек, который намерено наносит вред компании-поставщику с целью набить карман. А теперь вопрос: кто скорее покусится на быстрый заработок в ущерб долголетней работе и перспективам развития? Нанятый директор заправки, входящей в большую сеть? Он же, работающий по франшизе? Или тот, для которого эта самая АЗС — хлеб, а он — сам себе владелец, директор и служба безопасности?
   Ответы можно ранжировать следующим образом. Владелец единственной АЗС вряд ли будет рисковать бизнесом. В случае франшизы вероятность есть, но тоже невелика. А вот нанятый человек легко пойдет на воровство, если есть такая возможность. А возможностей, отмечают специалисты, не счесть. Причем профессионалы рынка в частных беседах говорят: не пойманным и безнаказанным можно оставаться очень долго.
   Эксперты утверждают, что бензиновая розница в США и Европе все больше демонополизируется по одной причине - кровно заинтересованный частник эффективнее нанятого менеджера. Да и в российской экономике примеров того, как конфигурация «производство и транспортировка товаров и услуг — в руках крупного бизнеса, розница и обслуживание конечного потребителя — в руках малого» оказывается наиболее удачной, не счесть. Взять, например, «последнюю милю» в телефонии или компании, оказывающие коммунальные услуги.
   Однако на росийском рынке нефтепродуктов пока процесс обратный. Доли крупных сетевиков растут, частников — уменьшаются.
   Так, может, крупным оператором рынка стоит притормозить с развитием сбытовых розничных сетей? Бензиновые скандалы наносят немалый ущерб репутации компаний, бизнес которых в первую очередь сосредоточен не в рознице, а в опте и транспортировке. Не дать ли жизни частнику? - этими риторическими вопросами завершают свои выводы аналитиики.