12.10.2007 Рынок корпоративных СМИ будет расти на 20-35% ежегодно Затраты российских компаний на собственные печатные СМИ, по самым скромным оценкам, сегодня составляют $1 млрд. При этом рынок услуг по изданию корпоративной прессы в России только-только начинает формироваться, отмечают его участники. Эксперты прогнозируют, что в течение пяти-семи лет объем рынка удвоится. По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать), в стране сейчас зарегистрировано "более 6 тыс. корпоративных газет и журналов с суммарным разовым тиражом в десятки миллионов экземпляров". Об этом говорится в докладе агентства, посвященном обзору российского рынка периодической печати в 2007 году. Агентство рассматривает корпоративную прессу в одном ряду с b2b (business-to-business) изданиями, хотя и отмечает, что их объединение в один блок условно. Эксперты, однако, разделяют корпоративную прессу и b2b-издания. Корпоративные СМИ отличает наличие конкретного заказчика, который не ставит перед собой цель заработать на издательской деятельности (исключение составляют бортовые журналы, которые распространяются в самолетах, аэропортах и поездах), отмечает управляющий директор SPN Ogilvy Public Relations Святослав Бычков. "К корпоративным СМИ относят и каталоги, издаваемые розничными сетями для повышения продаж определенных продуктов, и развлекательные журналы, предлагаемые компаниями для развлечения потребителя услуги (например, бортовые журналы), и собственно внутрикорпоративные издания",- говорит он. Роспечать со ссылкой на президента Ассоциации корпоративных медиа России Александра Страхова дает оценку рынка b2b- и корпоративных изданий в 78 млрд руб. ($3 млрд). Рынок собственно b2b-журналов эксперты при этом оценивают в $500 млн. "Из них $400 млн собирает подписка, и еще $100 млн составляют доходы изданий от рекламы",- говорит гендиректор ИД "Актион Медиа" Сергей Панов. Однако некоторые эксперты считают оценку рынка корпоративных СМИ в $2,5 млрд завышенной. Исходя из того, что всего на настоящий момент регулярно выходит порядка 6 тыс. корпоративных изданий, оборот этого рынка может достигать $1 млрд, уверена гендиректор издательства "Медиалайн" Лариса Рудакова. "В среднем выпуск корпоративного СМИ стоит около $100 тыс. в год,- подсчитала она.- Таким образом, затраты на производство корпоративных СМИ можно оценить в $600 млн. Но кто-то печатает тиражом 999 экземпляров без регистрации СМИ, еще есть какие-то рекламные обороты, и до $1 млрд объем этого рынка может дотягивать". Точную оценку объемов всей производимой в России корпоративной прессы дать сегодня невозможно, уверен руководитель службы "Издательский синдикат" ИД "Коммерсантъ" Алексей Харнас. "Более или менее объективно можно оценить лишь московский рынок",- считает он. По его данным, в столице выходит около 1 тыс. внутренних корпоративных изданий, чье производство стоит $30 тыс. за номер, а регулярных клиентских изданий - порядка 400 средней стоимостью $80 тыс. за номер. "И те и другие, как правило, выходят раз в квартал. Таким образом, затраты на производство корпоративной прессы в отдельно взятой Москве без учета дистрибуции составляют $248 млн",- полагает он. Все эксперты отмечают, что Россия находится в выигрышном положении, так как с советских времен сохранилась традиция выпуска корпоративных СМИ. Действительно, корпоративные СМИ крупнейших российских компаний - это в большинстве случаев сохранившиеся со времен СССР заводские многотиражки. Именно поэтому наибольшее количество корпоративных СМИ приходится на производственные компании, включающие в себя большое количество старых заводов. В потребительских компаниях, которые формировались исключительно в постсоветское время, внутренние корпоративные СМИ издаются реже, правда, тиражи их клиентских изданий превышают тиражи заводских газет. По мнению экспертов, формироваться современный рынок корпоративных СМИ в России начал в 2002-2003 годах. Одними из первых издавать корпоративные издания стали ИД "Афиша", Independent Media, ИД "Коммерсантъ", SPN Publishing. На сегодня они продолжают считаться крупнейшими издателями корпоративных СМИ. Кроме них на рынке успели закрепиться специализированные издательства, такие как "Медиалайн", "Медиакрат", "Фабрика журналов". Сейчас эти семь издательств занимают всего З0% рынка производства корпоративной прессы в денежном выражении, считает Лариса Рудакова. Остальное приходится на собственное производство компаний или небольшие фирмы, во множестве появившиеся на рынке. В последние годы в издательстве корпоративных СМИ так или иначе попробовали свои силы почти все заметные издательские дома. Скепсис отдельных издателей не помешает рынку корпоративных СМИ в ближайшие годы расти на 20-35% ежегодно. Роспечать в своем докладе отмечает, что следует ожидать 20-процентного прироста. Для такого оптимизма у издателей есть несколько причин. Во-первых, расширяется круг компаний, заинтересованных в корпоративных СМИ. Другим поводом для оптимизма издателей корпоративных СМИ служит бурное развитие западных рынков, чье развитие повторяет российский рынок. Исходя из зарубежного опыта, можно предположить, что через пять-семь лет затраты на производство корпоративных СМИ в России удвоятся. Доходы издателей будут расти не только благодаря росту числа корпоративных СМИ. Все больше изданий, которые компании сейчас издают своими силами, будут отдавать эту деятельность на аутсорсинг. Сегодня участники рынка резко расходятся в оценках того, какой процент всей корпоративной прессы производится на аутсорсинге - от 5% до 50%. Другим источником увеличения доходов издателей корпоративной прессы должны стать рекламодатели. Сейчас единственным очевидно рекламоемким видом корпоративных СМИ является разновидность клиентских изданий - бортовые журналы. Они однозначно интересны рекламодателям: пассажир самолета или поезда гарантировано их просмотрит. Лидером в этом сегменте корпоративных СМИ, по общему мнению, выступает ИД SPN Pumlishing, который издает журналы "Аэрофлот", "Аэрофлот Premium", Inflight Review, AiRUnion Magazine. Ряд подобных журналов издает ИД "Коммерсантъ" ("Международный аэропорт Внуково"), "СК Пресс" ("Домодедово", "Высокий полет", по данным одного из участников рынка, подписан договор с гонконгскими авиалиниями и швейцарской Swiss), ОАО "Газета 'Гудок'" ("Саквояж"). По оценкам коммерческого директора SPN Publishing Владимира Тычинина, объем рекламы в бортовых изданиях составляет около $50 млн в год. Однако выступать в качестве рекламоносителя хотели бы и другие типы корпоративных СМИ. В этом заинтересованы как издатели корпоративной прессы, так и компании-заказчики. Преимущество корпоративных СМИ как рекламоносителя - очень четко сегментированная целевая аудитория, полагают издатели. В том, что количество рекламы в корпоративных СМИ будет расти, издателей убеждает международный опыт. В ближайшие пять лет рынок не только удвоится, но и станет более структурированным. "Пока ценовые сегменты рынка окончательно не сформировались, одно и то же издательство может делать сходные по затратам проекты за довольно разную цену,- отмечает Лариса Рудакова.- Сейчас у заказчика нет понимания, сколько стоят услуги того или иного издательства". Такое сегментирование уже наметилось, отмечают эксперты - услуги издательских домов с именем стоят существенно дороже. |