12.10.2007 Москва: 10% офисов приходится на долю мелких арендаторов Около 10% объема купленных и арендованных офисных площадей в Москве приходится на долю мелких арендаторов. Об этом говорится в исследовании консалтинговой компании Jones Lang LaSalle. «Несмотря на то, что основная часть купленных и арендованных офисных площадей в Москве приходится на долю крупных арендаторов, на столичном рынке существует стабильный спрос на качественные офисные помещения небольшого размера со стороны определенного типа арендаторов», - отмечается в исследовании. В Jones Lang LaSalle отмечают, что на фоне высокого экономического роста увеличивается число иностранных компаний, стремящихся выйти на российский рынок. На первоначальном этапе развития своего бизнеса в России они не нуждаются в значительных площадях и арендуют относительно небольшие офисы. В ближайшие три-пять лет у подобных компаний может возникнуть потребность в расширении занимаемой площади, однако известны случаи, когда крупные международные компании в течение длительного времени ограничивали свое присутствие в России рамками представительств. По данным компании, небольшие офисные помещения для представительств снимают и крупные отечественные компании, базирующиеся в российских регионах и осваивающие московский рынок. Другая категория арендаторов небольших площадей представлена организациями, которые арендуют большие офисы для своих штаб-квартир, но нуждаются также в небольших площадях для тех или иных целей (учебные центры, дополнительные офисы и т.д.). Согласно исследованию, в последнее время отчетливо сформировался еще один фактор, стимулирующий спрос на небольшие офисные помещения. Треть занятого населения Москвы (около двух миллионов человек) сосредоточена в малом бизнесе. По итогам 2005 года официально задекларированная прибыль последних возросла на 42%. Приведенные цифры иллюстрируют потенциал роста спроса со стороны мелких компаний, которые проявляют все больший интерес к качественным офисным площадям. В исследовании говорится, что в настоящее время основная часть компаний малого бизнеса располагается в зданиях класса C, например, в бывших советских научно-исследовательских институтах. Кроме того, такие компании вынуждены занимать первые этажи жилых зданий. Однако благодаря развитию своего бизнеса многие малые предприятия уже могут позволить себе аренду в современных офисных помещениях. Тем не менее, в связи с ограниченным предложением малый бизнес испытывает трудности с улучшением условий аренды офисных помещений. Небольшие арендаторы, в поиске качественных офисов, как правило, предпочитают помещения классов B+ и B-. В период с марта 2006 г. по февраль 2007 г. включительно доля арендованных помещений площадью менее 250 кв. м составляла: для зданий класса A - 1%; класса B+ - 11%; класса B- - 18%. В целом, на долю мелких арендаторов приходилось около 10% совокупного объема арендованных качественных офисных площадей. Эксперты Jones Lang LaSalle подчеркивают, что все вышеперечисленные категории арендаторов по-прежнему недооцениваются большинством девелоперов, которые главным образом заинтересованы в компаниях, нуждающихся не менее, чем в 1 тыс. кв. м офисных площадей. Наибольший дефицит наблюдается в сегменте зданий класса A, что позволяет арендодателям повышать ставки аренды. Сложившаяся практика сдачи в аренду помещений «под чистовую отделку» создает дополнительные проблемы для мелких арендаторов. Однако, несмотря на все эти факторы, существуют очереди на аренду небольших офисных помещений, особенно располагающихся в центре города. Устойчивый спрос на небольшие площади и их ограниченное предложение на первичном рынке офисной недвижимости стимулируют развитие в Москве бизнеса субаренды. Для некоторых компаний субаренда является основным видом деятельности. Спрос со стороны мелких предприятий способствует росту компаний, которые арендуют крупные офисные помещения и затем сдают их в субаренду, разбив на небольшие площади. |