11.10.2007  В России формируется рынок продаж автомобилей с пробегом

   Количество новых автомобилей на дорогах с каждым годом увеличивается, но одновременно растет и число продаж машин с пробегом. При этом считается, что реализация автомобилей по системе trade-in стимулирует в первую очередь продажи новых машин. Впрочем, эксперты полагают, что это, в свою очередь, способствует формированию рынка продаж подержанных автомобилей. Однако пока его развитие тормозится из-за несовершенства российского законодательства.
   Продать старый автомобиль можно несколькими способами: через объявление в интернете, в газете, на стекле собственной машины. Можно отдать автомобиль в комиссионный магазин, но в этом случае вы получите на руки на 10% меньше среднерыночной цены. Еще один способ продать автомобиль и вдобавок сократить процедуру до минимума - опробовать систему обмена автомобилей trade-in, которая давно используется на Западе и удобна в том случае, когда владелец подержанного автомобиля хочет продать старую машину и тут же купить новую. Сделать это можно у автодилера: клиент отдает свой автомобиль с пробегом и, доплачивая, получает новый.
   В России понятие продажи автомобиля по системе trade-in появилось лишь в конце 1990-х годов. Если раньше такую схему предлагали только некоторые автоцентры, то сейчас сложно найти того, кто бы не работал по ней. Одним из отличий российской системы trade-in можно считать то, что в нашей стране обмен с доплатой распространяется как на иномарки, так и на отечественные авто.
   Итак, решив продать старую машину и купить новую, клиент приходит в автоцентр. Здесь автомобиль оценивают и называют стоимость, основанную на технической диагностике по 49 пунктам и данных по продажам подобных автомобилей. Затем эту стоимость засчитывают при покупке нового авто. За оценку автосалоны денег не берут, но, как правило, при приеме подержанного автомобиля предлагают цену на 10-15% ниже рыночной стоимости. Это и есть прибыль автоцентров, поскольку дальнейшая реализация автомобиля идет уже по рыночной стоимости. Но занижение цены оправданно: дилер выкупает машину на свои средства. Также стоит помнить, что автодилер не обязан брать любой автомобиль. Он оценивает машину с точки зрения ликвидности, то есть как быстро сможет реализовать ее на рынке и за какую цену. Поэтому, если машина находится в неудовлетворительном состоянии или значится в списке наиболее угоняемых, дилер вправе отказаться от нее.
   Главное предназначение системы trade-in - стимулирование продаж новых автомобилей. Не так часто обращаются в автоцентры те владельцы авто, которые хотят его только продать. По данным исследования, проведенного Symbol-Marketing, 20% респондентов планируют сменить свой автомобиль. Из них наиболее вероятными клиентами системы trade-in могут оказаться владельцы таких марок, как ВАЗ (36% опрошенных), Hyundai (13%), Ford (9%), Nissan (6%), Kia (5%). Учитывая падение спроса на отечественные марки автомобилей, вероятнее всего, число владельцев российских машин, желающих воспользоваться системой trade-in, в дальнейшем будет только увеличиваться. Популярность этого вида услуг уже способствует формированию целого рынка автомобилей с пробегом. По данным экспертов, в 2005 году в России было продано 500 тыс. новых иномарок. Срок эксплуатации нового автомобиля - три года. Если учесть, что ежегодно еще примерно 260 тыс. подержанных автомобилей импортируется в страну, то уже в следующем году на рынке необходимо будет реализовать 760 тыс. старых машин. Уже сейчас в структуре дилерских компаний создаются подразделения, отвечающие за эту работу.
   Препятствием для развития рынка trade-in остается российское законодательство. При приеме подержанного автомобиля дилер обязан платить 18% НДС с суммы реализации автомобиля. Считается, что это отдельная покупка, не связанная с новыми автомобилями. Поэтому, дабы не уплачивать дополнительные налоги, с автовладельцем оформляется комиссионный договор, согласно которому автодилер не является владельцем подержанного авто и, соответственно, не платит налог. По такой схеме работают все автокомпании, рискуя столкнуться с юридическими неприятностями. В мае текущего года несколько автопроизводителей направили письмо в Правительство РФ с просьбой изменить схему взимания НДС по системе trade-in.