11.10.2007  Санкт-Петербург: компании формируют автопарк в рассрочку

   Служебный автомобиль - это не роскошь, а способ обеспечить максимально удобное перемещение сотрудников для достижения определенных бизнес-целей. Однако не все компании могут позволить себе в один момент заплатить большую сумму за необходимый автомобиль. Для них наряду с обычными кредитами существуют специальные лизинговые программы, которые год от года пользуются все большей популярностью у потребителей.
   Сделки по лизингу легковых автомобилей занимают значительную долю в портфеле практически всех компаний, занимающихся лизингом. Рост этого рынка напрямую пропорционален динамике продаж легкового автотранспорта в России. Сейчас доля автомобильного лизинга в портфелях компаний составляет примерно 50%. В перспективе ожидается, что рынок лизинга автотранспорта будет только расти.
   Сейчас на рынке автолизинга Санкт-Петербурга работает около 100 лизинговых компаний, и усиление конкуренции в данном случае идет только на пользу потребителям: появляются новые лизинговые программы, позволяющие привлечь различные категории клиентов, увеличиваются сроки лизинга, уменьшается стоимость услуг, появляются дополнительные опции, которые включаются в лизинговые платежи.
   Лизинг -- услуга, доступная только для юридических лиц, которая позволяет получить ряд преимуществ по сравнению с обычным кредитованием. «Приобретая автомобиль в лизинг, клиент получает абсолютно легальную возможность оптимизации налогообложения, то есть лизинговые платежи относятся на затраты, что существенно снижает налогооблагаемую прибыль», - пояснил начальник отдела лизинга автотранспорта ЗАО «Номос-лизинг - Северо-Запад» Михаил Лысаков. Кроме того, автомобиль может учитываться на балансе лизинговой компании, а значит, она решает все вопросы, связанные с регистрацией автомобиля в ГИБДД и дальнейшим прохождением техобслуживания.
   Клиентом лизинговой компании может стать любое предприятие независимо от размера, сферы деятельности или численности персонала. Однако эти факторы и цель, с которой приобретается автомобиль, во многом влияют на состав и размер приобретаемого автопарка. Все клиенты условно делятся на три группы. К первой относятся малые предприятия - их собственники, как правило, берут в лизинг автомобили бизнес-класса для использования в представительских и личных целях. Клиент, принадлежащий к этой группе, обычно обращается за автомобилем стоимостью $30-80 тыс. с периодичностью раз в два-три года. Наиболее динамично развивается вторая группа - средние и крупные предприятия приобретают автомобиль с целью повышения мотивации сотрудников: любое предприятие может использовать машину в качестве одной из составляющих соцпакета, то есть сотруднику выделяется служебный автомобиль, который переходит к нему в собственность при условии отработки на предприятии трех-четырех лет. Стоимость автомобиля в этом случае зависит от статуса сотрудника, который, как правило, занимает должность не ниже менеджера среднего звена. К третьей группе относятся средние и крупные предприятия, которые приобретают автомобиль с целью пополнения или обновления автопарка, участвующего в основном бизнес-процессе. Именно такие клиенты являются наиболее важными для лизинговых компаний, так как приобретают большие автопарки - от 10 до 200 и более единиц. При этом в зависимости от специфики деятельности компании автопарк может состоять из легковых или малотоннажных автомобилей.
   Разные компании предоставляют разные программы лизинга, а часто несколько, но часто они похожи друг на друга. Например, в Петербургской лизинговой компании срок лизинга составляет в среднем до трех лет при первом взносе около 20% и удорожании от 5-6% - настолько возрастает стоимость машины при определенном авансе и сроке лизинга. В «Глобус-лизинге» существует программа «Классический лизинг» с неполным выкупом, когда лизингополучатель за период лизинга выплачивает лишь 70% стоимости автомобиля, а по окончании срока лизинга может вернуть автомобиль в лизинговую компанию и взять в лизинг новый автомобиль либо оплатить оставшиеся 30% стоимости и забрать его в свою собственность. В компании «Прогресс-Нева лизинг» отмечают, что чем большее количество автотранспорта приобретает клиент и чем выше сумма договора, тем привлекательнее условия ему предоставляются: в частности, происходит уменьшение процента годового удорожания, снижается сумма аванса и пр.
   Что касается популярности различных марок машин, то здесь все также зависит от целей, для которых приобретается транспорт. В «Икаре» отмечают, что для руководителей берут автомобили бизнес- и премиум-класса, например, Volvo, Audi, Volkswagen, Toyota, Lexus, Mercedes-Benz, BMW, Bentley. Если машины приобретают для сотрудников, то для топ-менеджмента берут те же модели, а для менеджеров среднего звена - Ford Focus, Hyundai и т. п. А вот для использования в рабочих целях, для развозки и т. п. приобретают либо легковые автомобили эконом-класса, либо микроавтобусы.