11.10.2007  Санкт-Петербург: частные музеи не могут похвастаться доходом

   Деятельность частных и негосударственных музеев контролировать некому.
   Специалисты говорят, что в Петербурге их от пяти до множества.
   Удивительно, но в городе никто точно не знает, сколько негосударственных и частных музеев находится на его территории. Казалось бы, Комитет по культуре может располагать такими данными, однако чиновники объяснили, что "подсчитать эти музеи невозможно".
   Сам комитет сотрудничает с четырьмя негосударственными учреждениями: Музеем Набокова, Музеем граммофонов и фонографов, Петербургским музеем игрушек и Музеем военного костюма. В своей работе они не обязаны ничего согласовывать с нами, добавили в пресс-службе Комитета по культуре.
   В Союзе музеев России, который возглавляет Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа, также не имеют таких цифр. Юрий Котов, руководитель Межмузейного информационного центра союза, отмечает, что в стране нет органа, который бы хоть как-то контролировал деятельность частных музеев. "Никакие лицензии для открытия музейного дела не нужны, поэтому спрос с них небольшой", - объяснил он. Если фонды включены в государственный каталог, то музей считается официально зарегистрированным, если нет, то такое учреждение с большой натяжкой можно назвать музеем.
   Юридически разницы между негосударственным и частным музеями нет, однако на практике более серьезно выглядит музей негосударственный, в котором учредителями нанят директор-профессионал. "Более распространена практика частного музея, когда директор и владелец - одно лицо", - замечает Мария Марченко, директор Петербургского музея игрушек.
   По словам Юрия Котова, сегодня сложилась абсурдная ситуация, когда магазин шоколада или водки прикрывается статусом музея. Ирина Полевикова, директор известного в Петербурге "Музея шоколада" (ООО "Бар Сервис"), призналась, что компания позиционирует себя как магазин, а слово "музей" использовано в названии лишь для привлечения клиентов.
   Музейщики не могут похвастаться не только доходом, но даже самоокупаемостью своего дела. Владимир Дерябкин, директор частного Музея граммофонов и фонографов, иронично называет себя "самым пустым кошельком Петроградского района". Мария Марченко уверена, что для такого дела возможна только окупаемость, но не выгода. "Выживаем за счет низкой зарплаты, посещаемости и экскурсий. Налоги съедают все", - жалуется она. Музейный статус не дает никаких привилегий, кроме льготной арендной платы. Помимо музея должен быть стабильный бизнес, убеждена она.
   Мария Марченко, директор первого частного музея в городе, не верит в прибыльность музейного дела, но готова и дальше проверять это на практике.