10.10.2007  Сетевиков назначили виновными за инфляцию

   В резком росте цен на продукты виноваты компании-перекупщики, заявил спикер Госдумы Борис Грызлов. Он намерен обратиться в ФАС, чтобы устранить их сговор. Ритейлеры заявляют, что по ряду продовольственных товаров торгуют в убыток, а эксперты считают, что власти пытаются бороться лишь с внешними проявлениями проблем агропрома.
   Контролировать цены ритейлеров - значит бороться с внешними проявлениями проблемы, считает директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. Рост средних цен на отдельно взятые продукты не всегда спровоцирован ростом закупочной цены или наценкой при розничной продаже. Как отмечает Тюрина, за последнее время появилось достаточно много продуктов, ориентированных на обеспеченных покупателей, они стоят дороже, что влияет на среднюю цену. И в этом нет прямой вины сетевиков. «Более того, большинство магазинов среднего ценового сегмента фиксируют и ограничивают закупочную цену, то есть фактически сдерживают рост цен», – считает Тюрина.
   Зачастую цены сетевых магазинов на товары массового спроса ниже, чем на продовольственных рынках, где население с низким уровнем дохода и покупает продукты, отмечает эксперт.
   Сами ритейлеры тоже уверяют, что выгоды от резкого роста цен на продовольствие они не получают. В компании X5 Retail Group, владеющей сетями «Пятерочка» и «Перекресток», завили, что торгуют даже с отрицательной маржей по некоторым видам сыров и сливочного масла. «Отрицательная рентабельность по ряду этих позиций – от 20 до 25%, – отмечает Александра Галимова, руководитель департамента по связям с общественностью X5 Retail Group. – Долго таким образом нам продержаться будет нелегко, поэтому мы надеемся, что правительство примет меры по стабилизации цен».
   «Важнее найти и решить проблемы в сырьевой базе, на российском рынке, в частности, молочной продукции, где очевидный дефицит сырья», – подтверждает Тюрина.
   При этом у многих отечественных производителей нет собственных цехов для производства, нет своих складов, они их вынуждены арендовать, что закономерно увеличивает стоимость производства.
   А генеральный директор центра «СовЭкон» Андрей Сизов считает, что бороться с сетевиками бессмысленно по другой причине: разница между закупочными и розничными ценами в сетевых магазинах действительно велика, но ее размер – «это тайна за семью печатями».