10.10.2007  Санкт-Петербург: начинает формироваться рынок услуг по аутсорсингу автопарка

   Аутсорсинг автомобиля предполагает передачу прав на его обслуживание сторонней специальной организации. В перечень предоставляемых услуг может входить до 40 наименований, а именно: различные виды страхования автомобиля, формирование фонда оплаты труда обслуживающего персонала и водителей, а также их постоянное обучение и инструктаж, мойка, ночной паркинг, организация рабочих мест для обслуживающего персонала, техническое обслуживание автопарка, ежегодные техосмотры в ГИБДД и т. д. Некоторые компании при ремонте, ДТП или запланированном техобслуживании предлагают клиенту замену автомобиля на время его отсутствия на линии. Набор услуг зависит не от модели, а от требований конкретного клиента и от состояния его автомобиля, наличия у клиента паркинга и пр.
   Основными игроками российского рынка аутсорсинговых услуг являются Karrenta (Петербург), «Пингвин Автопрокат» (Москва), «Ольга-Лимузин» (Москва), Europcar (международная компания, лидер в Европе), Hertz (международная компания, лидер в США), AVIS Rent a Car (международная компания, занимает второе место в США), а также петербургские автодилеры, предлагающие услугу проката: ЗАО «Аксель-Моторс», ООО «Фольксваген-центр Пулково», ООО «Авто Эксис», ЗАО «Мультимоторс», ООО «Элекс-Полюс». Аутсорсинговые услуги предоставляют и лизинговые компании.
   Аутсорсер может взять на обслуживание как один автомобиль клиента, так и целый парк. Причем чем большее количество машин компания доверяет аутсорсеру, тем выгоднее для самого клиента.
   Темп роста рынка аутсорсинговых услуг, так же как и его объем, оценить на сегодняшний момент сложно. С одной стороны, компании и клиенты испытывают безусловную необходимость в данной услуге, с другой - на согласование условий договора уходит довольно много времени. Рынок аутсорсинговых услуг можно сравнить с российским рынком аренды и проката автомобилей, емкость которого, по прогнозам аналитиков, в 2007 году не превысит $55-60 млн в год. Причем не менее 80% прокатного рынка приходится на долю Москвы, еще около 15% - на Петербург и города ближнего Подмосковья. Ежегодные темпы его роста составляют по России в целом около 20%, в Петербурге - не менее 30%.
   По словам участников рынка, проще всего обслуживать иномарки, которые имеют небольшой срок эксплуатации (до трех лет), так как они находятся в хорошем техническом состоянии и не требуют значительных вложений в ремонт. Кроме того, существует общепризнанная мировая практика обновления автопарка: его необходимо заменять каждые три года ради безопасности пассажиров. Экономическая выгода компании, обращающейся к услугам аутсорсера, напрямую зависит от количества водителей, их графика работы и так далее, ведь в первую очередь аутсорсер обеспечивает клиента водителем. При финансовой аренде транспортных средств организация просто ежемесячно вносит арендную плату, которая включает в себя все платежи, и относит это на расходы организации.
   Сегодня, по словам самих участников рынка, услуги аутсорсинга используют в основном крупные иностранные производственные компании с численностью персонала от 200 человек, которые удалены от центра города либо находятся за его чертой, однако в последнее время аутсорсингом стали интересоваться и банковские структуры. Принимая во внимание, что промышленность Северной столицы в последнее время развивается достаточно высокими темпами и на окраине города и в Ленобласти строится ряд промышленных предприятий, аутсорсинговые услуги будут пользоваться у петербургских компаний большим спросом. Этому же будет способствовать и тенденция к выводу уже существующих промышленных предприятий из центра города.