08.10.2007 Каталожный бизнес: плюсы и минусы покупок на диване Покупать вещи в магазине любят не все. Специально для противников шопинга и любителей комфорта был создан удаленный способ покупки товаров — через систему заказов по каталогу. Несмотря на очевидно прогрессивный характер этого новшества, у него есть как плюсы, так и минусы. Каталожный бизнес существует в России уже второй десяток лет. Однако до сих пор он не приобрел той популярности и признания, которое сделало бы его явлением массовым. Если в Европе и Америке покупка вещей по каталогу — вещь привычная и даже обыденная, то у нас такой вид шопинга по-прежнему считается экзотическим. Что, впрочем, вполне логично: до перестройки известные во всем мире английские, немецкие и французские каталоги были доступны только тем, кто мог выезжать за границу. Хотя даже тогда наличие каталога не означало возможность получать по нему понравившиеся вещи: «железный занавес» делал заказ вещей за рубежом практически невозможным. Так что каталоги служили своеобразным пособием, которое внимательно изучали, а потом дома на швейной машинке пытались сшить модели с модными тенденциями, найденные на их страницах. Плюсы и минусы Сегодня по каталогу можно заказать совершенно разную одежду. Тем более что у такого вида шопинга есть свои несомненные преимущества. Во-первых, вы делаете покупки тогда, когда это удобно вам, не подстраиваясь под график работы торговых центров. К тому же экономите время, которое в противном случае пришлось бы потратить на длительные походы по магазинам. Более того, каталоги позволяют делать покупки не только для себя, но и для всех членов семьи. Любой современный каталог предлагает широкий выбор вещей как для самых маленьких, так и для самых больших. В некоторых каталогах есть разделы, посвященные одежде для людей с различными особенностями (или несовершенствами) фигуры. Однако главное преимущество заказа одежды по каталогам заключается в том, что вы экономите до 50 процентов денег, причем как на покупке недорогих вещей, так и на приобретении одежды из брендовых коллекций. Главное в этом случае — заранее смириться с очевидными недостатками «заочных» покупок: невозможностью примерить, да и просто потрогать руками выбранную вещь и необходимостью ждать ее от двух до четырех недель. Правда, случается, что положенные пара недель перерастают в 2–3 месяца, а то и полгода: то товара на складе нет, то посылку не могут найти и т. д. Фирмы не гарантируют точного соответствия полученного товара тому, который изображен на фотографии в каталоге, поэтому обычно рекламации (заявка на возврат) по оттенкам цвета не принимаются, а при возврате таких вещей сервисный сбор не компенсируется. Кстати, нередко бывает, что клиент возвращает свой заказ, например, если товар имеет производственный брак, либо по ошибке прислали другую вещь. В этом случае стоимость вместе с сервисным сбором возвращают полностью. Если же покупатель решил вернуть товар по другой причине (не понравился оттенок цвета и т. п.), то при возврате с него удерживается 20 процентов от стоимости товара. Таможенные пошлины и дорожно-транспортные расходы возврату не подлежат в любом случае. Где и как Сами каталоги сегодня абсолютно доступны: найти их можно в киосках печати, торговых центрах, супермаркетах, да и просто на лотках, где продаются газеты и журналы. Постоянные клиенты той или иной каталожной компании получают новые каталоги бесплатно по почте вместе с очередным заказом. Заказать одежду можно в самом бюро заказов (адреса указаны в каталогах), по Интернету, телефону или факсу — кому как удобнее. Заполнить бланк можно не только лично (письменно или в Интернете), но и позвонив по телефону: в этом случае сотрудник службы сделает все за вас. Имейте в виду, что в некоторых компаниях с вас могут потребовать определенную предоплату: от 15 до 50 процентов от общей стоимости заказа, а оставшуюся сумму попросят заплатить в день получения товара. Однако если вы не любите предоплаты, то просто поищите удобный для вас вариант обслуживания. Сервисный сбор, который включает в себя упаковку, трансфер и обработку заказа также у каждой компании разный. Он варьируется от 15 до 19,5 процентов, и в этом случае ваш товар летит к вам самолетом. Некоторые фирмы предлагают перевозку товара наземным транспортом, при этом сервисный сбор составляет чуть менее 15 процентов. Но, выигрывая в деньгах, вы проигрываете во времени. За доставку некоторых товаров: мебели, игрушек, посуды, занавесок, так называемых тяжелых вещей удерживается дополнительный транспортный сбор — примерно 5 евро за килограмм, который оплачивается клиентом при получении заказа. Оплатить заказ можно как в офисе фирмы, так и наложенным платежом через банк. Но имейте в виду, что подобные платежи на сегодняшний день проводят только несколько банков — уточняйте их адреса заранее. Надо учитывать и то, что, несмотря на обещания каталожных фирм сэкономить вам не только время, но и деньги, пошлинный сбор ни для них, ни для вас никто не отменял. А при покупке вещей наложенным платежом, когда цена превышает 100 евро, пошлинный сбор составляет 30 процентов от суммы товара. Так что если вы сделали, к примеру, заказ на 300 евро в фирме, где сбор за услугу составляет 15 процентов, нетрудно посчитать, что за сервис в этом случае вам придется отдать 45 евро, и, кроме того, заплатить пошлину — 90 евро. При такой несложной арифметике становится понятно, что стоимость товара увеличивается в данном случае на 135 евро. В то же время покупка одежды по каталогу может обойтись и в несколько раз дешевле, чем в магазине. Это касается, например, женского белья. Стоимость одного гарнитура известной марки в магазине колеблется в среднем в районе 100 евро, в то время как средняя цена на этот же товар в каталоге — 50 евро. Пошлинным сбором эта продукция не облагается, так что стоимость увеличится только за счет сервисного сбора. Точно так же обстоит дело с купальниками и детской одеждой. Таким образом, известная истина «доверяй, но проверяй», оправдывается и в случае покупки товаров по каталогам. Чувство меры и здравый смысл подскажут вам, где и за сколько совершить следующую покупку. |