04.10.2007  Санкт-Петербург: планируется построить автомобильный кластер

   
   В Петербурге планируется построить автомобильный кластер. Уже сейчас понятно, что все комплектующие для развивающейся «машиностроительной столицы России» из-за рубежа привезти нельзя. Именно поэтому создание коалиции производителей автокомпонентов необходимо завершить к концу 2009-го года, когда все петербургские автомобильные заводы начнут свою работу. Пока же проектировщики ищут место под строительство.
   Важность создания такого комплекса отмечается и на официальном уровне. Недаром именно у стенда молодой компании «Санкт-Петербургской ассоциации производителей автокомпонентов» (СПбАПАК) прошло открытие выставки «Российский промышленник-2007». Губернатор Петербурга объяснила такой выбор тем, что направление, которое в настоящий момент разрабатывается ассоциацией, - наиболее приоритетное из всех представленных на выставке. И даже назвала это вехой в организации «российского Детройта» на базе Северной столицы. Валентина Матвиенко отметила тот факт, что выпуск автомобильных запчастей в городе сделает возможным не только создание полноценного цикла по производству автомобилей, но и организацию дополнительных рабочих мест.
   Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин подчеркнул, что появление кластера позволит правильно реализовать модель организации локализованного автомобильного производства. Необходимую для строительства сумму уже подсчитали. По словам президента «СПбАПАК» Сергея Бодрунова, общий объём вложений к 2009 году должен составить от 1 до 1,2 миллиарда евро. Эта цифра учитывает строительство дорог, жилищного комплекса для работников, поставку и установку оборудования - полную организацию инфраструктуры. При этом в случае роста кластера к 2012 году эта сумма может увеличиться в 3 раза и составить 3,6 миллиарда евро.
   Планируется, что деньги в создание комплекса будут охотно вкладываться инвесторами. Пока их имена держатся в тайне. Проектировщиком нового комплекса выступает немецкая компания . Председатель совета директоров этой фирмы, господин Кёне, предоставил макет будущего комплекса, включающий сами заводы, учебный центр и исследовательские лаборатории.
   Правда, сам он назвал созданный проект утопическим: вполне возможно, что к моменту окончания строительства объект будет выглядеть совсем не так, как на картинке. Самая главная проблема, стоящая перед проектировщиком в настоящий момент - поиск места, где всё это хозяйство будет построено.
   Именно от местоположения в основном зависит внешний облик комплекса.
   Требования у создателей кластера по русским меркам нереальные. Это должен быть участок земли размером в 125-130 га, расположенный вблизи КАД и не дальше 20 километров от границы Петербурга, с возможностью для расширения.
   Необходимо, чтобы территория принадлежала одному собственнику, не была загрязненной, имела возможность подведения железной дороги и инженерные сети, а в земле должны отсутствовать грунтовые воды. По словам проектировщика, в настоящий момент предоставлено 4 точки, которые по тем или иным причинам не вполне его устраивают. Если с участком определятся в ближайшее время, проект будет готов к первому кварталу 2008 года, а само строительство можно будет начать уже в марте, чтобы завершить его к концу 2009 года.
   Проект рассчитан на то, что к 2009 году все автомобильные заводы выполнят свои обещания: по расчётам проектировщиков, к этому сроку Петербург должен выпускать 250 тысяч автомобилей в год. В «ассортименте» кластера на первых порах будет представлено порядка 1500 наименований различных автокомпонентов. При успешном развитии производства и сотрудничества с автомобильными заводами, запланировано постепенное расширение. Уже сейчас в планах проектировщиков развитие инфраструктуры ещё не созданного комплекса заводов к 2012 году. А инфраструктура планируется обширная - ведь строительство предполагает трудоустройство десятков тысяч работников.
   Именно поэтому необходимо расположить отель, торговые центры и магазины. А для управления кластером и оказания централизованных услуг будет создана управляющая компания. Автогиганты, которые строят свои заводы на территории города – «Ford», «Nissan», «Suzuki», «Toyota» и «GM» - к идее относятся с пониманием, однако не скрывают, что пока готовы работать только с теми фирмами, с которыми у них имеется плодотворный опыт общения в прошлом.
   Поэтому российские производители остаются не у дел.
   Однако выход нашли - планируется создание совместных предприятий по выпуску автозапчастей. Иностранные организации, имеющие опыт общения с автомобилестроителями, создают СП с российскими коллегами, организуют производство и вкладывают в него средства. Кроме этого, компании предоставляют своё оборудование и имеют контрольный пакет акций.
   На этих условиях заводы работать согласны. Уже сейчас в «Ассоциацию», которая была создана в апреле 2007 года, входит 48 подобных предприятий. Однако опираться только на кластер автогиганты пока не готовы. По признанию руководства фирм, от поставок из-за рубежа заводы полностью не откажутся, да и в пределах России уже организуются совместные предприятия по производству автокомпонентов.
   Так, например, в Луге работает ЗАО «АДП Луга», выпускающая бамперы, обивку дверей и стоек для завода «Форд».
   Контрольный пакет акций предприятия принадлежит иностранной компании, а работают там российские сотрудники, имеющие специальное образование. Так что, по словам руководства «СПбАПАК», рабочие руки для специфического производства не проблема. Если комплекс будет развиваться так, как планируют проектировщики, то в будущем возможно и производство деталей, которые заполнят полки магазинов автозапчастей.