03.10.2007  Фармдистрибьюторы идут на склады

   Современный уровень бизнеса, активная конкуренция предъявляют все более жесткие требования к эффективности цепочки перемещения продукции - от производителя до предприятий розничной торговли. Чтобы вырваться вперед, особое значение получает логистика. Строительство нового склада или же его реконструкция всегда требуют существенных инвестиций и времени.
   "Главное - отладить взаимодействия склада и смежных подразделений. Именно склад обычно вынужден "расхлебывать" последствия ошибок в закупке, сбыте, работе транспорта, информационном обеспечении, - говорит бизнес-консультант по складской логистике компании AXELOT Ольга Каверина. - К примеру, при затоваривании существующего склада снижение производительности труда персонала может составить до 5,5 раза. Увеличение оборачиваемости запасов снижает логистические издержки на 30-50%, сокращение времени исполнения заказа уменьшает их на 20-30%, снижение уровня складских запасов оптимизирует их также на 20-30%".
   Сегодня общая площадь складских помещений только в Москве и Московской области составляет приблизительно около 2 млн квадратных метров. Поскольку склады нужны всем, то сдача помещений под хранение товара становится стабильным бизнесом.
   Общие предложения на рынке складской недвижимости Москвы увеличиваются примерно на 450 тысяч квадратных метров в год. Но в пределах МКАД складов становится меньше: московское правительство перемещает производственные объекты за черту города, стоимость земли высока. Арендные ставки в Московской области ощутимо ниже московских, сюда и переезжают склады.
   Собственными крупными складами обладают вблизи Москвы только национальные дистрибьюторы. Остальные компании, как правило, арендуют склады на территории «умирающих» производств. Фармтехнологии приходится втискивать в промышленные здания с большим трудом. Тем не менее предложение и таких объектов, по отзывам фармкомпаний, быстро исчерпывается. Сейчас в Москве арендные тарифы, которыми пользуются фармдистрибьюторы, около $150 за 1 квадратный метр в год за хороший склад с лифтами и погрузкой.
   Для фармдистрибьюторов строительство собственных складов становится одним из направлений развития бизнеса наряду с увеличением объемов продаж и ассортимента.
   Активно строят склады такие компании, как группа «Протек», "СИА Интернешнл", «Доминанта-Сервис» (первая очередь уже сдана в аренду аптечной сети "36,6"), НЛК, "Катрен", "Интерлизинг", "РОСТА" и другие. Задача - обеспечить складскими услугами рынок при росте в этом году на 11-13%.
   Рынок насыщается постепенно, особенно для обеспечения коммерческой розницы. Но очень может быть, что скоро возникнет дополнительная потребность именно в «предоптовых» складах. "Если контрольные органы потребуют, чтобы все импортеры имели представительства в России и лекарства производились на территории РФ, то потребуется много складов, предоставляющих предоптовые услуги", - предполагает независимый эксперт Юрий Крестинский.
   Самый агрессивный игрок на сегодняшнем фармрынке - аптечные сети. В условиях конкуренции им, конечно же, хочется работать с производителями лекарственных средств напрямую. Для этого, к примеру, аптечная сеть "36,6", пытается отстроить собственную логистику. Однако пока недостаток опыта не дает полностью отказаться от услуг оптовиков.
   Тем не менее дистрибьюторские компании вынуждены урезать свою маржу, а некоторые из фармпоставщиков пытаются выбрать путь логистических операторов и работать по сниженным тарифам, предоставляя предоптовую подготовку товара производителям.
   Вчера «Протек» презентовал для производителей свою гордость - один из крупнейших в Восточной Европе (на участке 13 га) складской терминал «Транссервис» в Пушкино Московской области, работающий круглосуточно 364 дня в году. Если за три года компания инвестировала в логистику в целом $120 млн, то в этот проект - $84 млн.
   В комплекс входят таможенный, распределительный и розничный склады почти на 60 тысяч квадратных метров класса "А" общим объемом в 50 тысяч палета-мест (восемь ярусов хранения с высотой потолков 18 метров). В том числе холодильные склады спецхранения - 4,5 тысячи квадратный метров. Лекарства занимают 80-90% площадей. 10-15% комплекса будет отдано под хранение чужого товара.
   Новые региональные склады компания запускает в IV квартале 2007 года в Самаре, Новосибирске и Санкт-Петербурге и практически заканчивает отстройку собственной логистики. Общая площадь складов компании с учетом филиалов станет более 150 тысяч квадратных метров.
   По данным ЦМИ «Фармэксперт», за два года товарооборот в стоимостном выражении с каждого квадратного метра склада увеличился более чем на 45%. В ЦФО крупным игрокам сегодня выгоднее иметь собственные площади, в удаленных от центра регионах, по мнению аналитиков, - арендовать. Связано это с тем, что содержать собственный склад вблизи крупных рынков сбыта - менее рискованно.
   Стоит ли еще вкладывать инвестиции в инфраструктуру?
   Несмотря на государственное влияние на комплексную составляющую роста рынка, население тратит все больше денег на лекарства, стоимостной коммерческий объем рынка растет на 18-20% в год. Это более чем лакомый кусок для всех участников рынка, в том числе дистрибьюторов, играющих до сих пор определяющую роль на всем фармрынке. Будет продолжаться процесс открытия новых складских помещений одновременно с оптимизацией складского пространства. А значит, стоит ожидать и инвестиций в этот сегмент.