28.09.2007 Овощеперерабатывающим предприятиям в РФ не хватает кадров Переработка овощной продукции становится более привлекательной отраслью для инвесторов. Крупные компании уже начинают вкладывать средства в новые производства, в частности в развитие экономики южных регионов России. Однако проблем в отрасли предостаточно: сохраняется дефицит сырья, затратность производства, отсутствие кадров. Загруженность овощеперерабатывающих предприятий составляет 15-20% от советских мощностей. Тем не менее в этой отрасли не все так плохо. "Самый главный природный ресурс - земля, - который дает нам привилегии перед западными коллегами, не использован в полном объеме", - полагают эксперты. "То, что мы упустили в наращивании сырьевой базы по сравнению с советским периодом, вопрос достаточно спорный, потому что объем производимого нами сельскохозяйственного продукта в сыром виде тоже далек от советских показателей", - сказал в эфире РБК-ТВ в программе "В фокусе" заместитель министра сельского хозяйства Астраханской области Николай Сандаков. Опять же созданы предпосылки для инвестирования в эту часть агропромышленного комплекса на федеральном и местном уровнях за счет субсидирования кредитов на длительный срок (пока на 8 лет). Благоприятные климатические условия юга России располагают к приходу инвесторов, о чем свидетельствует динамика овощепереработки. Так, в Астраханской области в 2007 г. переработано 15 тыс. тонн овощей, в этом году данный показатель может достигнуть 20 тыс. тонн. Предполагается, что к 2010 г. объемы переработки овощной продукции в Астраханской области возрастут до 40 тыс. тонн, а количество предприятий, перерабатывающих плодовоовощную продукцию, увеличится с 17 до 25. "Сегодня потенциал Астраханского региона с точки зрения наращивания сырьевой базы и размещения инвестиций в овощепереработку намного выше, чем в Краснодарском крае", - говорит Н.Сандаков. Есть подвижки и в других регионах. Например, в Саратовской области болгарская компания инвестировала более 100 млн руб. На фоне динамики роста производства отечественные производители не ставят задачу конкурировать с китайскими и индийскими производителями. "Не нужно с ними конкурировать в нижнем ценовом сегменте, - уверяет генеральный директор ГК "Русская консервная компания" Сергей Соколов, - потому что отечественные компании, которые выигрывают рыночные позиции, работают в среднем ценовом сегменте". Отметим, что в среднем ценовом сегменте на российском рынке также успешно работают болгарские и венгерские производители, являющиеся лидерами в производстве зеленого горошка и фасоли. Зато россияне могут отстоять свои позиции по баклажанам, кабачкам, томатам. Участники этого сегмента рынка говорят, что технологии, которые используются на овощеперерабатывающих предприятиях, мало отличаются от тех, которые используются во всем мире, "у нас только эффективность труда другая, и менталитет у тех, кто производит продукт, другой". В переработке овощной продукции не хватает кадров. С введением закона, препятствующего нелегальной миграции, в этом сегменте рынка стало некому работать: легальные, полулегальные мигранты ушли, а россияне пока не пришли. |