25.09.2007  Розничный бизнес в России выбирает мультиформатность

   Самая эффективная стратегия для развития розничного бизнеса в России – ставка на мультиформатность, которая позволяет розничным сетям обеспечивать динамичный рост продаж за счёт охвата различных социальных ниш.
   Так считают эксперты, принявшие участие в конференции «Перспективы развития торговых сетей в России», прошедшей на сайте ИК «Финам».
   Эксперты считают, что будущее – за гипермаркетами, дискаунтерами и новыми для нашей страны форматами, в частности, «дрогери», сочетающим в себе черты хозяйственного магазина, товаров для красоты и здоровья и даже аптеки.
   Одними из наиболее перспективных регионов для развития торговых сетей, по мнению экспертов, выступают Западная Сибирь и Урал, где потребительское поведение жителей крупных городов не отличается от предпочтений жителей Москвы и Петербурга. «Темпы роста регионального ритейла в ближайшие 7 лет могут быть около 13-15%, в зависимости от насыщения рынков. Для Москвы и Московской области - 11% в этот же период, это самый насыщенный рынок, для Санкт-Петербурга и Ленинградской области - 12%», - прогнозирует начальник отдела фундаментального анализа ФК «Открытие» Наталия Мильчакова.
   При этом наиболее востребованным на ближайшие несколько лет останется формат гипермаркета. Аналитики прогнозируют темпы роста этого сегмента на уровне 25% в год. В этот сегмент, где пока преобладают иностранцы (Metro и Auchan), уже стремятся крупнейшие игроки российской розницы («Седьмой континент», «Магнит» и Х5), но им будет не так просто реализовать свои планы: в Россию ожидается приход новых зарубежных ритейлеров. По словам аналитика ИК «Финам» Сергея Фильченкова, «наиболее вероятными иностранными игроками являются Carrefour и Wal-Mart. Для этих сетей наиболее оптимальным был бы выход в Россию посредством покупки одного из крупных российских розничных игроков. В этой связи, слухи о возможной скорой продаже «Рамстора» увеличивают вероятность этого события в ближайшее время».
   В целом, в ритейле будут продолжаться слияния и поглощения, как за счет высокой активности иностранных компаний, так и благодаря активной экспансии российских торговых сетей в регионы. Участники конференции сошлись во мнении, что рынок российской розницы недостаточно консолидирован. По оценке г-на Фильченкова, в крупных европейских странах доля ТОП-5 операторов розничной торговли может составлять 70-80%, тогда как у нас эта цифра не превышает 10%. Среди потенциальных объектов для поглощения г-жа Мильчакова выделила челябинскую торговую сеть «Незабудка», которая контролирует 25% уральского рынка ритейла. «Мы полагаем, что в ближайшее время мы можем услышать о ее покупке. Скорее всего, покупателем станет одна из крупных сетей федерального масштаба», - считает аналитик.
   В заключении речь зашла о компаниях, которые в ближайшие месяцы могут провести IPO. Среди прочих аналитики назвали «М.Видео», «Евросеть» и «Ленту», однако были настроены скептически. По мнению аналитика по потребительскому сектору «Антанта-капитал» Андрея Верхоланцева, текущая рыночная конъюнктура - не самая подходящая для проведения размещения. С ним согласна и г-жа Мильчакова: «В краткосрочном плане именно из-за нехорошей конъюнктуры на мировых рынках и некоторой политической нестабильности в России перед выборами, возможно, ряд компаний отложат IPO».