18.09.2007  Все больше россиян готовы отстаивать в судах права потребителей

   В судах признаются, что за несколько лет число потребительских исков увеличилось в пять раз. Адвокаты предполагают, что правовая активность россиян будет только расти. Тем временем менеджеры компаний проходят курсы, изучая, как быстрее отделаться от претензий клиентов.
   «В среднем за последние годы число «потребительских» исков увеличилось в пять раз, – рассказал пресс-секретарь Верховного суда Павел Одинцов. – Иногда один истец может подать до 18 исков по разным поводам. Мы же не можем отказаться принимать заявления даже от явных сутяжников».
   Эксперты утверждают, что потребительский исковой бум с каждым годом будет только нарастать. Гражданскую активность подогревают телевизионные передачи, где справедливость устанавливается за полчаса. Зарубежная практика – решать пустяшные проблемы в суде, пришлась по вкусу россиянам. Ведь, по словам юристов, в девяти случаях из десяти судья становится на сторону потребителя.
   «Наказывая обидчика, человек начинает чувствовать свою значимость, – сообщила психолог Ольга Осипова. – А если это еще и крупная корпорация, тогда мотивация пойти в суд увеличивается в несколько раз».
   «Теперь по судам бегают не бабули, как раньше, а люди в возрасте 25–30 лет, – рассказал председатель правления Конфедерации обществ по защите прав потребителей Дмитрий Янин. – В основном это мужчины, которые, почитав законы, решили отстаивать свои права. Эти молодые люди чаще всего жалуются на качество сотовых телефонов, музыкальных центров, кофеварок и прочей техники. Есть много исков к ЖКХ».
   По словам Дмитрия Янина, в этом году лидерами по исковым притязаниям стали авиакомпании. В основном клиенты требовали возмещения материального и морального ущерба за задержки рейсов.
   Российские сутяжники, как утверждают адвокаты, делятся на две категории – те, которые стремятся подзаработать на компаниях, и те, которые любой ценой жаждут восстановить справедливость.
   Практика показывает, что процессы с крупными компаниями могут длиться долгие годы, а возмещение морального ущерба присудят на копейки. «Обманчивое мнение, что на судах можно заработать. По крайней мере, этого нельзя сделать в России, – утверждает руководитель информационного портала адвокатов Ирина Линникова.– Хотя суды в большинстве случаев принимают сторону потребителя, но выплаты за моральный вред минимальные. В лучшем случае крупные компании предлагают заключить мировое соглашение, после чего выплачивают не более 150 тыс. рублей – это слишком маленькая плата за годы судебной тяжбы».
   Мировым соглашением закончилось двухлетнее разбирательство иска, который подала москвичка Ольга Кузнецова на «Макдоналдс». Девушка задела подносом о дверь и обожглась кофе, когда выходила на летнюю площадку кафе. «После двух лет Ольга получила с компании не больше 120 тыс. рублей, – рассказал ее бывший адвокат Петр Домбровицкий. – И неизвестно, сколько бы еще длился процесс, если бы юристы «Макдоналдса» не стали обговаривать условия «мировой». В конце процесса Ольга так вымоталась, что согласилась бы уже, наверное, на любую сумму».
   Разбирательства с мелкими компаниями и частными предпринимателями решаются быстро, но, как правило, адвокатов на такие процессы трудно заманить. И от этого страдает и результат.
   Сами компании и предприниматели уже давно поняли, что россияне активизировались и намерены отстаивать свои права. Многие менеджеры даже учатся доказывать клиенту, что он не прав, на специальных тренингах и семинарах.
   «Такие семинары достаточно популярны среди менеджеров, – рассказал председатель общественного совета по малому предпринимательству при губернаторе Санкт-Петербурга Сергей Федоров. – При нынешнем жестком законе «О защите прав потребителей» отделаться от клиентов крайне сложно. А на семинарах опытные юристы рассказывают, как безболезненно объяснить потребителю, что он не прав. При этом у клиентов даже не возникнет желания обратиться в суд. Мы даже создали горячую линию для предпринимателей, которых одолевают как общества по защите прав потребителей, так и клиенты».
   Чтобы оградиться от вала исков, отечественные компании даже намерены идти по западному пути – размещать, как и за рубежом, нелепые надписи на продукции. То есть скоро россияне могут увидеть на зубной щетке надпись: «Осторожно, может повредить десну!», а на микроволновке – «Не пригоден для сушки домашних животных».