12.09.2007 К действующим ОЭЗ могут добавиться "зоны услуг" Депутатом В. Плотниковым был внесен в Государственную думу проект дополнений к Федеральному закону от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", распространяющий его действие уже не только на новые производства, но и на быстро растущую в России сферу услуг, в том числе экспортных. Переход российской экономики на инновационный путь развития требует развития в России не только наукоемкой промышленности, но и современного высокоразвитого сектора услуг. Уже сейчас услуги составляют в сумме свыше половины ВВП страны, а их экспорт приближается к 30 миллиардам долларов. Новые перспективы для этого создает ожидаемое присоединение России к Всемирной торговой организации, в рамках которой Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) открывает для отечественных провайдеров зарубежные рынки примерно по 150 разновидностям услуг с предоставлением им либо национального режима, либо принципа наибольшего благоприятствования в этой области. И к использованию этих преимуществ нужно быть готовым. Мировая же торговля услугами превышает 2 триллиона долларов США и растет на 20 процентов в год, т.е. втрое быстрее, чем обычный товарооборот. Однако в России данный сектор пока отстает в своем развитии от мировых показателей. Потребление услуг в России на порядок ниже развитых стран, часть из них оказывается кустарно или не практикуется вовсе. Поэтому их стоимость на душу населения у нас равна всего 3 тысячам долларов США в год против 15-16 тысяч в Евросоюзе и 25 тысяч долларов в США. Российское законодательство в этой области все еще мозаично, а дефицит страны в международном обмене услугами на фоне громадного положительного сальдо в торговле товарами достигает 15-17 миллиардов долларов в год. Одним из путей преодоления этого отставания может стать создание в России по аналогии с промышленными (промышленно-производственными и технико-внедренческими) особыми экономическими зонами также и особых экономических зон по развитию сферы услуг (особых экономических сервис-зон). Это могло бы обеспечиваться распространением на сферу услуг Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" через соответствующие дополнения к его тексту. Первоначальный вариант закона уже на следующий год после его принятия был дополнен Федеральным законом от 3 июня 2006 г. N 76-ФЗ, распространившим режим ОЭЗ на туристско-рекреационную деятельность, а ныне в Государственной думе ждет своего рассмотрения еще одно подобное дополнение, касающееся портовых особых экономических зон. Нетрудно видеть, что оба этих дополнения касаются именно сферы услуг, и потому, считают авторы законопроета, стало бы только логичнее, если режим таких зон распространялся бы на эту сферу не шаг за шагом и выборочно, а сразу. Новые поправки к закону позволили бы создать в формате особых экономических сервис-зон полигоны по освоению отечественными провайдерами современных видов услуг и методов их оказания, равно как и точки притяжения в эту сферу иностранных инвестиций, технологий и менеджемента. Идеальными местами для размещения таких сервис-зон были бы крупные деловые, особенно выставочные, комплексы, наукограды, международные аэропорты и морские порты, где они, в частности, могли бы комбинироваться с технико-внедренческими и портовыми особыми экономическими зонами. Потенциал России в данной области неверно было бы недооценивать. Из 12 укрупненных секторов услуг, по которым идет их учет в ВТО, наш корпоративный сектор вполне в состоянии при наличии соответствующих стимулов предоставлять деловые, телекоммуникационные, информационные, аудиовизуальные, строительные, дистрибьюционные, образовательные, транспортные, экологические и туристические услуги, за исключением, возможно, лишь специализированных медицинских, пенсионных и прочих (бытовых) услуг. Мало кто знает, что именно Россия занимает четвертое место в мире по экспорту услуг программного обеспечения (после КНР, Индии и Ирландии) с суммой продаж около 2 миллиардов долларов в год. Уже сегодня существенны доходы от услуг транспорта, транзита, туризма и образования. Кроме чисто коммерческих моментов, развитие отечественной сферы услуг имеет также и торгово-политическое значение. При присоединении к ВТО из 125 разновидностей услуг, обсуждавшихся на переговорах, Россия открывает свой внутренний рынок для внешней конкуренции по 30, сохраняет регулирование по 86 и закрывает его по 39 разновидностям услуг, но и при таком разумном протекционизме отечественным провайдерам нужно будет за рынок бороться, и в этом смысле сервис-зоны в перспективе позволили бы выйти на бездефицитный баланс международного обмена услугами. Большинство услуг рождается интеллектом, а не промпереработкой, и потому не требует для себя значительных производственных площадей, капитальных вложений и длительных сроков окупаемости. Это "легкая" экономика, которой нужны не заводы, а офисы. Данные предложения направлены и в Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами для их экспертизы. Ожидается, что процедура рассмотрения внесенных предложений может начаться в Государственной думе этой осенью. |