10.09.2007  Продажи грузовиков выросли почти на 100%

   Продажи европейских грузовых автомобилей в первом полугодии выросли по сравнению с прошлым годом в два раза, и пять из семи «европейцев» либо уже объявили о планах строительства завода в России, либо всерьез подумывают об этом. Между тем гораздо большими темпами растут продажи китайских грузовиков, которые к тому же активно «выходят из тени».
   При этом продажи тех и других сдерживаются не емкостью рынка, а производственными мощностями, с одной стороны, и нежеланием инвестировать в сервисную сеть, а также ужесточением экологических стандартов — с другой.
   По данным агентства Best Statistics, за первое полугодие 2007 года в России было продано 8777 тяжелых грузовиков европейского производства. Это почти столько, сколько было продано за весь прошлый год (9072). Доли рынка лидеров продаж почти не изменились. Scania по-прежнему занимает 31% рынка новых грузовиков, Volvo — почти 24% (в прошлом году почти 26%), а MAN — почти 17% (в прошлом году 16%).
   Большинство европейских производителей уже заявили о планах по строительству завода в России. При этом, правда, наиболее определенные планы у Volvo — она намерена производить 15 тыс. грузовиков (10 тыс. под маркой Volvo, 5 тыс. под маркой Renault) под Калугой начиная с 2009 года. У компании уже есть сборочное производство в Зеленограде, но оно способно производить только 400—500 автомобилей в год.
   В конце июля и второй шведский лидер Scania заявила о планах по запуску производства в России. Правда, площадка еще не выбрана. По словам менеджера по связям с общественностью Scania в России Ольги Кривоноговой, завод может начать работать с 2011 года. При этом у шведской компании с 2002 года работает завод в Петербурге, где производятся автобусы (в 2006 году было выпущено более 200 штук).
   О возможности организации производства грузовиков Mercedes-Benz в России заявляли в DaimlerChrysler. Глава MAN в России Пер Густав Нильссон в начале года сказал, что MAN готова рассмотреть вопрос о строительстве завода после того, как продажи компании преодолеют отметку 5 тыс. автомобилей (в этом году компания намерена продать 3 тыс.).
   Кроме того, производить тяжелые грузовики Isuzu в России намерена и «Северсталь-авто» — с четвертого квартала следующего года. В перспективе планируется производить как минимум 2,5 тыс. грузовиков Isuzu в год. А за 2007 и 2008 годы — продать 1500 штук.
   В этом году на российский рынок вышел еще один серьезный игрок — Ford. По словам управляющего директора Ford Truck Russia Сергея Богданова, по итогам года планируется продать 800 автомобилей. Пока еще компания не ведет речь о собственном заводе, но признает, что рынок крайне перспективный.
   Всего, по данным ФТС, за первое полугодие 2007 года в Россию было импортировано 44,4 тыс. грузовиков (и новых, и подержанных), что почти в два раза больше, чем за тот же период прошлого года (23,1 тыс. автомобилей, рост 92%). При этом из стран дальнего зарубежья было импортировано 43,3 тыс. легких, средних и тяжелых грузовиков.
   По прогнозу «Северсталь-авто», к 2012 году в России рынок тяжелых грузовиков должен вырасти в 2,8 раза по сравнению с 2006 годом. Всего в прошлом году в России было продано 41,3 тыс. тяжелых грузовиков, а к 2012 году этот показатель возрастет до 117 тыс. штук, считают в компании.
   Реальные цифры продаж грузовых автомобилей, в особенности китайских и подержанных, трудно отследить, считает один из участников рынка. «Китайские автомобили, хотя и продаются в большом количестве, в основном завозятся по «серым» схемам, например под видом подержанных. И статистика ФТС — слабый помощник, потому что в ней одна и та же машина может быть учтена несколько раз», — говорит он.
   Между тем китайские производители начали выходить из тени. В этом году стартовали официальные продажи китайских грузовиков CAMC. По словам специалиста по PR ГК «Русбизнесавто» Владимира Семенова, в следующем году планируется продать уже 3 тыс. автомобилей. При этом недавно руководство завода CAMC заявило, что они готовы рассмотреть вопрос о создании производства своих грузовиков в России после того, как продажи здесь перевалят за 3 тыс. штук.
   По словам гендиректора дистрибьютора китайских грузовиков Howo «Вектор-Трак» Николая Сластникова, в этом году планируется продать 5—5,5 тыс. грузовиков этой марки, а в следующем — уже не менее 7 тыс. При этом, по его словам, рост продаж будет сдерживаться введением в России стандарта Евро-3.