07.09.2007  Производителям сока грозят налоговые претензии на $500 млн

   Налоговая инспекция проводит выездную налоговую проверку одного из крупнейших производителей соков - ОАО "Нидан Соки". Внимание налоговиков привлекла продажа соков как детского питания, позволяющая использовать льготную ставку НДС 10% вместо 18%.
   Активность налоговиков, по мнению экспертов, может существенно ударить по всей сокопроизводящей отрасли, широко использующей эту льготу, а совокупные налоговые претензии могут достичь $500 млн.
   ОАО "Нидан Соки" входит в четверку лидеров российского рынка соков с долей 18%. Брэнды - "Моя семья", "Чемпион", "Сокос", "Да!", Caprice. Оборот компании в 2006 году составил $270 млн. Владеет компанией "Нидан-Гросс" (Московская область) и "Нидан-Экофрукт" (Новосибирск). Конечными бенефициарами Nidan Holding являются Игорь Шилов (55% акций), Леонид Шайман (35%), Чаба Бальер Лайош (10%). В июле было объявлено о продаже 100% акций "Нидан Соки" британской инвесткомпании Lion Capital LLP.
   Выездная налоговая проверка проводится на фоне арбитражных дел, в которых также рассматривается вопрос о детском питании. Дела касаются возмещения НДС: "Нидан Соки" уплачивает поставщикам сырья НДС по общей ставке 18%, а свою продукцию реализует с учетом льготной ставки НДС 10%. Возникающую разницу компания требует возмещать ей из бюджета. Налоговики в возмещении отказывают, доначисляют НДС и применяют санкции, а компания обращается в суд.
   Арбитражный суд Московской области решил несколько таких дел в пользу "Нидан Соков", но кассационный суд Московского округа стал такие решения отменять. В одном из дел, которое будет повторно слушаться в суде первой инстанции 4 октября, компания оспаривает доначисление около 71,6 млн руб. НДС за февраль 2006 года, 3,5 млн руб. пеней и 11,3 млн руб. штрафа.
   В постановлении суда кассационной инстанции по этому делу подробно изложены претензии налоговиков и доводы "Нидан Соков". Налоговики заявили, что у компании нет отдельного цеха или специализированной технологической линии для выпуска продуктов детского питания, чем нарушаются санитарные нормы, установленные для этой продукции. Кроме того, компания маркировала как детское питание соки, расфасованные в литровые пакеты, тогда как санитарные нормы предусматривают упаковку объемом не более 0,35 л.
   В суде первой инстанции "Нидан Соки" успешно доказывали, что все технологические линии, на которых производятся соки, официально признаны соответствующими санитарным правилам для детского питания. Сама продукция имеет сертификаты, относящие ее к детскому питанию, а упаковка 0,35 л требуется только детям до трех лет, тогда как детским считается возраст до 14 лет.
   Но кассационный суд в своем постановлении сослался на письмо Роспотребнадзора, по которому продукты в упаковке свыше 0,35 л не должны считаться детским питанием. Суд пришел к выводу, что "применение налоговой ставки 10% к продукции, предназначенной для всех возрастных групп, нельзя признать соответствующим воле законодателя".
   Если на этой позиции будет строиться налоговая практика, то она, по мнению экспертов, может существенно ударить по всей сокопроизводящей отрасли. "До 80% всех произведенных в РФ соков относится к детскому питанию и, соответственно, облагается по льготной ставке НДС. Проблема в том, что на законодательном уровне нет четкого определения, что относится к детскому питанию, к которому применяется льготная ставка НДС",- говорит президент Российского союза производителей соков Валерий Остапец.
   По данным Союза производителей соков, емкость российского рынка соков в 2006 году составила 2,66 млрд литров в натуральном и $2,7 млрд денежном выражении. По подсчетам гендиректора агентства "Точка роста" Романа Шалимова, исходя из оценки общего объема продаж, если налоговые органы заставят производителей вернуть разницу по НДС за три года, общая сумма налоговых претензий может составить около $500 млн. "Даже при разбивке на каждого из участников рынка это неподъемная сумма и для крупных компаний",- считает господин Шалимов.
   Председатель правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин считает, что многие производители в России позиционируют свою продукцию как пригодную для детей, включая младенцев, тогда как в европейских странах подобное невозможно: там разграничивается питание для детей, возраст которых не превышает трех лет, и для всех остальных. Продукция для младенцев подведена под жесткие стандарты, на соответствие которым ее легко проверить.
   Причину российских проблем Дмитрий Янин видит в самом наличии льгот по НДС для детского питания. "Надо отменять льготный НДС, после чего многие продукты сами собой перестанут называться детским питанием",- уверен эксперт.