07.09.2007 Самара: рынок офисной мебели в основном развивается за счет мелких компаний Мебельное производство в Самаре растет быстрыми темпами, но появляются в основном мелкие игроки. Существенную долю рынка заняли "гаражные" мастерские. Несмотря на тенденцию к удорожанию офисной мебели, дешевые кустарные изделия по-прежнему пользуются спросом. Производство офисной мебели считается весьма перспективным. За счет роста компаний, появления новых предприятий в различных сферах деятельности, а также за счет нового строительства увеличивается спрос на офисную мебель. В настоящее время на самарском рынке борются за потребителя как местные, так и инорегиональные производители. По оценке участников рынка, местным игрокам в первую очередь приходится конкурировать с ульяновскими и московскими компаниями. Делают попытки развивать торговлю офисной мебелью компании из Калининграда, Пензы, Калуги и других городов. Как отмечает коммерческий директор компании "Гарант-Мебель" Борис Гринштейн, в Самаре производство офисной мебели не получило того размаха, которого оно достигло в Москве, Санкт-Петербурге и Калининградской области. В Калининграде более доступны передовые технологии, в Москве и Санкт-Петербурге сосредоточены основные рынки сбыта, быстрее растет спрос, продаются более дорогие наборы офисной мебели. По оценкам продавцов, хотя ряд самарских производителей работает в нише "средний" и "средний плюс", наиболее заметны они в нише эконом-класса. Большинство производителей отмечают, что в Самаре сосредоточено немало производств мебели, в том числе офисной, но в основном это небольшие цеха с оборотом, не превышающим 1 млн рублей в месяц. Заметную долю рынка занимают "гаражные" мастерские, хотя рост этого рынка сегодня во многом происходит за счет изменения потребительских предпочтений и удорожания офисной мебели. Большая часть покупателей требует более дорогих материалов, интересного дизайна, использования более качественных комплектующих. Тем не менее участники рынка отмечают, что именно за счет мелких "гаражных" мастерских происходит его основной рост. У мелких производителей самая быстрая динамика. Они могут существовать лишь несколько месяцев, могут находиться на одном уровне развития в течение ряда лет. Интерес к кустарным образцам, по мнению участников рынка, объясняется желанием сэкономить на офисном пространстве, которое проявляется у ряда руководителей. К тому же рост рынка происходит за счет дробления компаний. Многие сотрудники мебельных фирм уходят из них и открывают собственные предприятия. Несмотря на то, что общероссийской тенденцией рынка офисной мебели становится укрупнение предприятий, в Самаре еще не завершился процесс дробления. Однако мебельное производство - это отраслевые традиции и наработанные клиенты, поэтому быстро войти в рынок новым компаниям сложно. Как отмечает заместитель директора по маркетингу ХК "Новый Эдем" Ольга Гришина, негласно рынок офисной мебели уже поделен. Большинство клиентов сотрудничает с одной и той же компанией-поставщиком мебели на протяжении ряда лет, и очень сложно заставить их поменять поставщика. Для этого должны быть серьезные основания: ценовая политика, интересный дизайн, оригинальные материалы, новые технологии продаж. Предприятий с объемом производства свыше 5 млн рублей в месяц относительно немного, но именно на их долю приходится основной объем продаж самарской мебели. Среди крупных производителей участники рынка выделяют "Новый Эдем", "Гарант Мебель", "Самарскую мебельную компанию", "Маранту", "Апекс", "Эллипс", "Современные медицинские технологии". По мнению Ольги Гришиной, самарские производители доминируют в нише поставок офисной мебели для предприятий малого и среднего бизнеса, а также в нише госзаказа. В секторе продаж офисной мебели основные объемы заказов поступают через тендеры. Многие крупные инорегиональные компании не проводят открытых тендеров и работают со своими поставщиками, поэтому самарским производителям их заказы получить сложно. В целом система тендеров сегодня является основным каналом продаж офисной мебели. При этом важную роль играет ценовая политика каждого поставщика, особенно в нише госзаказов. Предприятиям приходится бороться за снижение себестоимости. Как отмечают в "Новом Эдеме", объемы производства офисной мебели напрямую зависят от тендерньгх заказов. По словам Ольги Гришиной, сейчас доля офисной мебели в общем объеме производства колеблется от 50% до 70%. "Перед нами стоит задача более активно продвигать это направление. Для этого у нас есть все ресурсы. Рынок офисной мебели перспективен, происходит его рост за счет появления новых организаций, их расширения, строительства новых офисных центров", - говорит Ольга Гришина. |