04.09.2007 Контроль над табачным рынком ужесточается Роспотребнадзор довел до своих сотрудников основные "табачные" требования для розницы, соблюдение которых им предстоит контролировать с 2008 года (для сигарет с фильтром - с 1 января 2008 года, а для сигарет без фильтра и папирос - с 1 июля 2008 года). Начиная с этих сроков контрольные мероприятия будут осуществляться уже в плановом порядке с определенной периодичностью. А пока территориальные органы Роспотребнадзора отчитываются на своих сайтах о результатах внеплановых "табачных" рейдов, которые потихоньку начали проводиться в этом году. К регулярным проверкам розничных торговцев табаком готовятся и территориальные органы Федеральной службы по тарифам. Не стоит забывать также об ужесточении требований к рекламе табачных изделий или курительных принадлежностей, которые изложены в Федеральном законе от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе". Так, например, с 1января 2007 года введен запрет на рекламу указанной продукции с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их. В этой области функции контроля в основном возлагаются на ФАС России. А штрафы составляют от 4000 до 500 000 рублей. Нескончаемая "табачная" реформа в 2007 году вышла на новый виток, основные плоды которого контролеры всех мастей начнут пожинать в 2008 году. "Табачному" дитя назначили много государственных нянек. Некоторые из них в конце нынешней весны уже провели "разминку" и сейчас на своих сайтах в Интернете рапортуют о ее результатах. С 1 января 2007 года на территории РФ запрещено производство и импорт сигарет с фильтром без указания на каждой упаковке (пачке) максимальной розничной цены, сведений о месяце и годе изготовления. Аналогичные правила для сигарет без фильтра и папирос вступили в силу с 1 июля 2007 года. Основные "табачные" изменения были внесены Федеральным законом от 26.07.2006 г. N 134-ФЗ, а его недочеты были поправлены Федеральным законом от 16.05.2007 г. N 75-ФЗ. Определение максимальной розничной цены (МРЦ) содержится в статье 187.1 НК РФ. В окончательной редакции этот термин означает цену, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям (то есть населению) предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями. Запрет продавать в розницу табачные изделия без указания на каждой пачке МРЦ, сведений о месяце и годе изготовления, предупредительных надписей о вреде курения табака, информационных надписей о содержании смолы и никотина в дыме содержится в законе "Об ограничении курения табака". Причем все эти надписи нельзя печатать на прозрачной оберточной пленке или на каком-либо другом внешнем упаковочном материале. Они должны сохраняться при вскрытии пачки. В 2007 году запрет устанавливать цены выше МРЦ касается розничной продажи лишь табачных изделий в новой упаковке, на которой эта МРЦ обозначена. То есть речь идет о продукции, выпущенной (импортированной) в 2007 году. Предвидя неблагоприятные последствия ограничения продажных розничных цен при росте закупочных цен (в том числе в связи с повышением акцизов), продавцы до вступления в силу новых правил кто как мог затаривались впрок табачной продукцией в старой упаковке (без указания МРЦ). Сбыть эти запасы нужно до 1 января 2008 года (в отношении сигарет с фильтром) и до 1 июля 2008 года (в отношении сигарет без фильтра и папирос). Начиная с этих дат будет запрещена розничная продажа табачной продукции в старой упаковке (без указания МРЦ). В связи с новыми правилами у розничных продавцов табака может возникать нетривиальная задачка - не перепутать одинаковый товар с разными МРЦ. Дело в том, что производители вредной для здоровья продукции вправе менять МРЦ на нее. Правда, делать это можно не чаще, чем через месяц после декларирования в налоговой инспекции МРЦ для предыдущего выпуска. Но сроки для смены МРЦ все равно небольшие. Поэтому розничный торговец легко может попасться на контрольной закупке, если подсунет контролеру (или его добровольному помощнику от населения) "не ту" пачку сигарет из кучи товара, приобретенного в разные сроки. В связи с новыми "табачными" правилами особую значимость для продавцов приобретают поправки, внесенные в бухгалтерский учет материально-производственных запасов, которые вступят в силу с 1 января 2008 года. Эти поправки упраздняют метод ЛИФО (last in, first out - последним поступил, первым вышел), при котором оценка МПЗ на конец отчетного периода (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) производится по себестоимости последних по времени приобретений. Об упразднении в 2008 году метода ЛИФО в налоговом учете (для сближения его с бухгалтерским учетом) ничего не слышно. Хотя у законодателя пока есть время внести такие изменения в Налоговый кодекс. А еще у розничных продавцов табачных изделий могут приумножиться проблемы, если обязательная МРЦ вкупе с ростом издержек в итоге снизит рентабельность бизнеса. Такой результат сам по себе удручает. А тут еще налоговики со своей вновь испеченной концепцией, согласно которой налогоплательщик, не дотягивающий до хитрым образом посчитанного среднеотраслевого уровня рентабельности, рискует попасть под срочную выездную налоговую проверку. Правда, до проверки такому продавцу все нервы измотают на "прибыльных" комиссиях, принуждая "совершенно добровольно" улучшить свои налогооблагаемые показатели. Помимо введения новых "табачных" правил законодатель усилил административную ответственность в тех ситуациях, которые касаются применения этих правил. Так, например, превышение МРЦ, указанной производителем на каждой пачке табачных изделий, теперь влечет наложение административного штрафа от 4000 до 50 000 рублей. Кстати, про наказание за превышение МРЦ, указанной импортером, в обновленной статье 14.6 КоАП РФ, ничего не сказано. Поскольку маркировка сигарет и папирос по новым правилам является обязательной, то продажа, хранение, перевозка либо приобретение товаров и продукции без такой маркировки в целях сбыта влекут наложение административного штрафа от 4000 до 50 000 рублей. При этом не исключена конфискация предметов административного правонарушения. Некоторые торговцы могут поддаться искушению компенсировать свои издержки, появившиеся в связи с невозможностью превысить МРЦ на табачные изделия. Одной из таких уловок является продажа невыгодного товара с выгодной нагрузкой. Например, в "курительный набор" можно добавить зажигалку, жевательную резинку и т.п. А поскольку цены на сопутствующие товары никто особо не ограничивает, то можно не так сильно нервничать из-за МРЦ на основную составляющую набора. Однако даже если сами курильщики не воспользуются своим правом по закону о защите прав потребителей потребовать от продавца, учредившего ненужную нагрузку к нужному товару, возмещения убытков и морального вреда, то ведь есть еще и контролеры. Административный штраф за включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, составляет от 1000 до 20 000 рублей. В конце 2006 года на совещании у заместителя председателя правительства А. Жукова было принято решение о том, что полномочия по привлечению к административной ответственности за завышение МРЦ при продажах табачной продукции должны быть возложены на Роспотребнадзор и соответствующее подразделение МВД России. Антимонопольные органы пока планируют рассматривать дела о превышении МРЦ по аналогии с делами об административных правонарушениях в сфере государственного регулирования тарифов. |